Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

11.03.2020 10:41 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 13.03.2020 г.

Жизненное призвание - учитель

Автор: Василий МАЕВСКИЙ,
выпускник Марьяновской средней школы №1 1954 года.

17 марта исполняется 100 лет со дня рождения учительницы начальных классов Марьяновской средней школы Доры Никифоровны Карпенко (Ильиной), оставившей неизгладимый след в начальном образовании нашего района.

Дора Никифоровна – коренная сибирячка. Она родилась девятым ребенком в семье Никифора Ивановича и Евдокии Яковлевны Ильиных 17 марта 1920 года в селе Строкино Колосовского района Тарского округа Сибирского края. Село было основано в 1776 году и получило свое название от первых поселенцев-ямщиков Строкиных, переселенных в Сибирь. Село расположено в пригодном для земледелия месте между реками Тарой и Ошью в Колосовском районе, издавна облюбованном казаками Тобольской крепости, тарскими поселенцами и ссыльными, которые после окончания службы и срока ссылки основывали собственные поселения или рассредоточивались по старожильческим деревням.

К моменту рождения Доры ее родители уже были в возрасте. Отец со старшими братьями занимался мелкой торговлей и рыболовством, а мама была чуть ли ни единственной грамотной на все село. Многие односельчане обращались к ней, если нужно было прочитать или написать письмо, зная, что она никогда не откажет.

Евдокия Яковлевна умела создавать в семье доброжелательную атмосферу, дочек звали ласково – Ленушка, Шурочка, Дорочка и с малых лет обучали рукоделию и огородничеству. Позже Дора Никифоровна замечательно вышивала целые ковры, вязала изумительной красоты платья для своих дочерей. Небольшой огород при доме содержался в идеальном порядке. Но основным приоритетом для семьи Ильиных было стремление к знаниям, к образованию. Все дети посещали местную школу. Кроме начального образования, братья Илья и Александр окончили специальное училище, а Павел Никифорович Ильин – инженерный рабфак и впоследствии был директором завода в Омске, работал в совнархозе. Все они помогали младшим, время тогда было очень трудное. К этой большой и дружной семье подходили слова гимна селу, сочиненные строкинцами:

«Наши люди такие хорошие,

В каждом много добра и тепла,

Потому что воспитаны Ошею,

Что течет посредине села».

Грамотность сибирского населения по переписи 1897 г. составляла всего 12,3 процента, в то время как по стране в целом 21,1. К 1914 году охват детей 8-11 лет всеми видами школ по всей России составлял 30 процентов.

Модернизация, преодоление культурной отсталости, идеологическая ориентация на «воспитание нового человека» стали постепенно проникать в самые отдаленные уголки только с 1920 года. Декретом Совета народных комиссаров от 11 декабря 1917 года церковно-приходские школы, дававшие сельчанам начальное образование, упразднились. «Дек­ларация о единой трудовой школе» от 16 октября 1918 года предусматривала создание единой трудовой школы первой ступени (8-13 лет) и второй (13-17 лет). В течение 1927-1931 гг. в Сибирском крае было открыто свыше семи тысяч школ.

Во второй половине 20-х годов профессиональные учительские кадры в Сибири готовились в 18 педагогических техникумах и на педагогическом факультете Иркутского университета; педагогов-словесников готовил старейший в Сибири Томский университет. В 1932 году был открыт Омский педагогический институт. Но для такой обширной сибирской территории этого было недостаточно. 1928-1929 учебный год стал началом введения всеобщего начального обучения в Омской области, к которой после 1920 года был присоединен Тарский округ с селами Колосовка и Строкино. Для преодоления огромного дефицита педагогических кадров была создана система краткосрочных курсов.

Дора Ильина стала школьницей, когда в 1931 году комплексный метод образования был отменен и осуществлялся переход к традиционному предметному методу обучения. Учеба ей нравилась и именно тогда возникла мечта стать учителем. Сразу же после окончания семилетней школы и месячных педагогических курсов при Колосовском районном отделе народного образования она стала учительницей Квашнинской сельской начальной школы.

Село Квашнино Нижнеколосовского района Тарского округа, где начала свою учительскую деятельность семнадцатилетняя Дора, было основано еще в 1736 году. К 1928 году здесь проживало более 800 человек. В Квашнино Дора Ильина проработала один год. Условия были скудные, не было электричества, трудно с учебниками, но тем интереснее казалось преподавать детям то, что еще совсем недавно изучала сама.

Приказом РОНО Колосовского района в августе 1938 года она была переведена во Владимирскую начальную сельскую школу, а следующий учебный год учительствовала в Ново-Александровской начальной школе в то время Когановичевского (а с 1962 года Ульяновского) района Омской области.

Когда девушке исполнилось 20 лет, важным шагом ее жизни стал переезд в село Богословка, где она начала работать с 1 августа 1940 года в местной семилетней школе учительницей начальных классов. В это же время она стала студенткой факультета иностранных языков Тюменского пединститута, который был основан как государственный агро-педагогический институт в 1930 году и в 1934 году переименован в педагогический.

В 1940 году был открыт факультет иностранных языков и Дора Никифоровна была в числе первых студентов английского отделения. В 1941 году в связи с всеобщей мобилизацией занятия были приостановлены, в институте расположили госпиталь, и учеба прервалась.

В Богословской семилетней школе сложился молодой активный коллектив и здесь состоялось знакомство Доры Никифоровны с преподавателем физики и математики, а затем директором школы Кузьмой Павловичем Карпенко. До этого после окончания срочной военной службы он работал в радиоцентре Нижне-Иртышского речного пароходства и в 1938 году поступил на заочное отделение Омского педагогического института. Молодые люди полюбили друг друга. В ноябре 1941 года они поженились, а 27 января 1942 года Кузьма Павлович Карпенко ушел на фронт. С фронта постоянно приходили письма, которые поддерживали Дору в тяжелое для всех время, но она не забывала об учебе, пройдя в январе-августе 1944 года курсы повышения квалификации при Омском областном отделе народного образования.

После окончания курсов в августе 1944 года Д. Н. Карпенко стала учительницей младших классов и преподавателем биологии средней школы села Красноярка, где проживали ее сестры Елена и Александра. Здесь наконец состоялась короткая долгожданная встреча супругов, когда Кузьма Павлович был отпущен в отпуск в августе 1945 года. Но уже после окончания войны он продолжал служить еще некоторое время. Воинская часть, где служил старший лейтенант Карпенко, стояла в Магдебурге. Дора Никифоровна сразу же после завершения занятий в школе в мае 1946 года отправилась через всю страну в Германию к мужу. Там появилась на свет дочь Лариса.

Вскоре молодая семья перебралась в Сибирь, чтобы в мирное время продолжить свой путь на ниве просвещения сначала в Конезаводской семилетней школе, а затем в Марьяновской средней школе, которая для обоих супругов стала родным домом.

В 1947 году осенью семья Карпенко стала жить в Конезаводе. Пока дети были маленькими, Дора Никифоровна работала заведующей Конезаводским детским садом. А в 1950 году семья переехала в Марьяновку, где она вернулась к своей любимой профессии – учителя младших классов, а Кузьма Павлович преподавал физику у старшеклассников.

Трудолюбивая и любознательная Дора Никифоровна заочно окончила Омское педучилище — одно из старейших учебных заведений Сибири. Состав студентов училища был многонациональный. Там вместе с Дорой училась Елизавета Шахшнайдер, часто бывавшая в гостеприимном доме Карпенко вместе с мужем Эвальдом Андреевичем. Он также, как Кузьма Павлович, окончил физмат Омского пединститута и работал в Конезаводской школе, так что им всегда было о чем поговорить.

Длительное время Дора Никифоровна работала учителем начальных классов Марьяновской средней школы. Мы часто произносим слово «учитель», но не задумываемся, какую огромную роль он играет в нашей жизни. Учитель ведет учеников сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный подвиг – отдает свои знания и вкладывает в учеников частицу своего сердца. Любовь к Отечеству, национальное самосознание, духовность – все это начинается с начальной школы.

Класс для ребенка должен стать семьей, где он чувствует себя равным среди других детей, защищенным, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая. У учителя начальных классов многогранное поле деятельности. Он не только учит, но и наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет. Именно такой учительницей была Д. Н. Карпенко.

У Доры Никифоровны были свои педагогичес­кие находки и секреты. Одним из характерных ее качеств была доброжелательность. Она всегда верила в своих учеников, вселяла надежду, что все у них получится, если будут стараться и настойчиво работать. Когда кто-то говорил ей, что ничего не получается, он не может, ее главным советом было «продолжай стараться».

Можно привести такой пример. Дора Никифоровна практически никогда не ставила детям двойки. Когда она проверяла работу даже самого слабого ученика, например, по чистописанию, она находила несколько хорошо написанных букв, подчеркивала их красными чернилами и сверху ставила над ними маленькие пятерочки.

А потом говорила ученику: «Вот смотри, как ты можешь писать! Ты можешь очень красиво написать на пятерку. Вот эти буквы у тебя отлично удались».

И дети, вдохновленные учительницей, старались еще больше, начинали верить в себя.

Дора Никифоровна умела взаимодействовать и сотрудничать с родителями учеников. Набирая первый класс, она с первых дней учебы знакомилась с родителями, знала каждого по имени-отчеству, всегда очень приветливо и доброжелательно общалась с ними.

Ее правилом было никогда не говорить плохо о ребенке на родительском собрании в присутствии других людей. Любые замечания, критику она могла сказать родителям только в беседе один на один. Причем у каждого ребенка она находила его хорошие качества, и обязательно, начиная разговор с родителями, говорила сначала о его хороших сторонах. Один – прекрасно учится, хорошо схватывает материал, другой – отличный спортсмен, этот – умеет дружить, помогает товарищам, еще кто-то замечательно поет и т. д. Для каждого у нее находилось доброе слово. А уже потом Дора Никифоровна могла сказать, над чем надо еще поработать. И всегда говорила так: «Давайте поработаем над этим вместе. Я позанимаюсь с ним дополнительно после уроков, а вы дома проверите, как он выполнил домашнее задание, поможете, разъясните в случае необходимости». И родители, вдохновленные после общения с учительницей, могли гордиться и радоваться за своих детей. А с другой стороны знали, как и в чем надо помочь ребенку.

Уделяя большое внимание тому, чтобы каждый ученик понял и усвоил материал, Дора Никифоровна старалась, чтобы сильным ученикам не было скучно на уроке. Всегда делала листочки с более трудными задачами по изучаемой теме и раздавала их тем, кто быстро справлялся с обычными заданиями. И все были заняты по мере своих способностей.

Великое счастье для ребенка родиться в дружной и любящей семье, но и еще важнее встретить учителя, который станет для него путеводной звездой, научит доб­роте и справедливости, который будет направлять, учить дружно жить в коллективе, ставить границы, объясняя, что можно, что нельзя, а что должно и желательно. И делать это с любовью к детям и верой в их силы и возможности. Именно такой учительницей была Дора Никифоровна Карпенко.

Для человека, выбравшего профессию учителя начальных классов, никогда не заканчивается детство. И в Доре Никифоровне до последних дней сохранялась эта детская радость, умение видеть светлые стороны жизни в любой обычный день, способность учиться и перенимать все хорошее, что она видела в других людях. Она проработала в школе 40 лет – целую жизнь, и не уставала повторять, что если бы пришлось снова выбирать профессию, то стала бы только учительницей начальных классов. «Видеть как развиваются дети и впитывают в себя первые азы познания жизни, заложить добро в их сердца – разве это не счастье?» — Считала она.

Многочисленные поколения учеников прошли через педагогический дар учительницы начальных классов Марьяновской средней школы Доры Никифоровны Карпенко, которые и сегодня с благодарностью вспоминают ее. Например, Борис Шиберт, окончивший Омский сельскохозяйственный институт в 1975 году, пишет: «Дора Никифоровна была строгой, требовательной, но справедливой. Полагаю, что это она заложила во мне отношение к точным наукам. Она умела преподнести так материал, что он усваивался легко. Я ценил ее за то, что она не делала никаких поблажек нам, учительским детям, для нее все были равны. После окончания средней школы мы часто виделись, и всегда она интересовалась моей жизнью».

Наталья Семенова (Жадаева), окончившая курсы телефонисток, вспоминает: «Дора Никифоровна учила меня с первого и по четвертый класс. Она была доброй и любила детей. Помню, в шестидесятые годы зимы были морозные и снежные. Отправляя в школу детей, родители одевали нас тепло, заматывали в шали, концы которой завязывали на спине. В такие дни Дора Никифоровна встречала нас в коридоре школы. После уроков она помогала нам одеваться и также каждому завязывала шаль. Будучи взрослой, я часто встречалась с Дорой Никифоровной. Приходила к ней в гости, помогала решать бытовые вопросы. Бывало, вместе лепили пельмени, вареники. Когда она болела, я оставалась ночевать. По ее просьбе в мае 1999 года я возила ее на могилу мужа Кузьмы Павловича…».

Галина Петровна Васильева (Крикуха), окончившая Новосибирский институт советской кооперативной торговли в 1978 году, отмечает: «У меня о Доре Никифоровне и Кузьме Павловиче Карпенко самые наилучшие воспоминания. Это мои любимые учителя. Дора Никифоровна давала мне знания в начальной школе, а Кузьма Павлович преподавал физику в старших классах. В нашем 10 «А» он был классным руководителем. Выпустил нас в 1970 году. Мы знали, что учителя нашей школы были дружны. Все ребята уважали и почитали их. Семьи Карпенко и Зинченко не только работали вместе, но и жили рядом. Дора Никифоровна и Алевтина Захаровна никогда не расставались. У них была настоящая женская дружба. Они всегда были красиво одеты, улыбающиеся, приветливые. Мы, девчонки, с восхищением смотрели на них».

Лариса Булдакова (Лебедева) вспоминает: «Самые добрые и теплые воспоминания, которые усиливаются с моими прожитыми годами… Приходили на занятия и всегда смотрели на полочку у доски… Если получил пятерку, Дора Никифоровна приклеивала флажок… 5 флажков – звездочка. Класс у нас был сильный. Особенно хорошо, мне кажется, учились мальчики. Ко всем Дора Никифоровна имела подход».

Вот и в моей памяти навсегда остались имена супругов учителей Карпенко. Эту семью я знал с десяти лет своей жизни – с 1947 года. Кузьма Павлович был моим учителем и в Конезаводской семилетней, и в Марьяновской средней школах. Уже много позже, приезжая в Марьяновку, я всегда встречал доброе искреннее отношение ко мне Кузьмы Павловича и Доры Никифоровны.

Дора Никифоровна — приветливая, улыбающаяся, доброжелательная, своим прекрасным отношением располагала к себе постоянно. Я всегда чувствовал теп­лое, отеческое отношение ко мне супругов Карпенко, за что безмерно благодарен.

Доры Никифоровны не стало 7 июля 1999 года. Было ей 79 лет. Но память о замечательной учительнице начальных классов сохраняется у благодарных учеников и многих людей, знавших эту прекрасную учительницу и человека большой души, столетие которой будет 17 марта.

Низкий поклон вам, наши учителя!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

41