Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

07.04.2023 10:30 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 07.04.2023 г.

Фронтовик, учитель, наставник…

Автор: Татьяна Эйзен,
методист краеведческого отдела музея.

Педагог Ф. В. Солодовников.

Учителя-фронтовики — это особенная категория педагогов, дававших детям больше, чем математические формулы и правила грамматики. Они были живым воплощением героической истории, источником рассказов о войне. Они учили послевоенное поколение патриотизму, мужеству… Давно их уже нет, но память о них жива в сердцах бывших учеников, которых они сделали грамотными, образованными, привили нравственную основу.

Герой моего рассказа Федор Васильевич Солодовников (1916-1979 гг.) – фронтовик, инвалид войны, педагог, коммунист. Для Федора Васильевича марьяновская земля стала родной: здесь еще в 30-ых годах прошлого века в селе Нока он начал работу в школе, здесь же создал семью, отсюда ушел на фронт. После войны трудился на учительском поприще почти до последних своих дней в Овцеводческой школе. Особая благодарность тем, кто помог мне в сборе материала о нем: его дочери — Людмиле Федоровне Солнцевой (Солодовникова), племяннице — Галине Степановне Литовка (Солодовникова); бывшим ученикам Марьяновской школы №3 — Ревской (Костючкова) Татьяне Константиновне, Журовой (Паутова) Вере Ивановне, Екатерине Густавовне Гребер. Семейные архивы, которые уже стали частью музейного фонда, так же хранят информацию. Кроме того, Федор Васильевич о себе «рассказывает» и сам, благодаря сохранившимся мемуарам, которые записаны собственноручно каллиграфическим почерком в общей тетради под названием «Воспоминания солдата о боевом пути».

Родом Федор Васильевич из села Катунское, которое расположено в предгорьях Алтая и ведет свою историю от казачьей крепости, что стояла на российских рубежах еще с XVIII века. С одной стороны поселка — Чуйский тракт, с другой — река Катунь… Здесь в живописных местах и проживали Солодовниковы, многочисленный род сибиряков, истоки которого уходили к яицким (уральским) казакам. В семье Солодовниковых, Василия и Евлампии, родились десять детей (некоторые умерли во младенчестве). Василию Архиповичу — главе семейства по долгу службы довелось участвовать в Русско-Японской войне, воевать на полях Первой мировой, где он оказался на волосок от смерти после немецкой газовой атаки, оставшись инвалидом. В Гражданскую, приняв Советскую власть, был командиром взвода партизанского отряда, затем пришлось и банды уничтожать. Родные помнят, что «у деда Василия были Георгиевские кресты за участие в боевых походах, и возвращался он всегда по ранению. Ордена в тяжелые времена бабушке пришлось обменять на продукты». К сожалению, героическое прош­лое отца не помогло, когда в 1937 году против его 19–летнего сына Владимира было заведено дело по политической 58 статье, и молодой учитель был приговорен к 10 годам лишения свободы (реабилитирован в 1957 г. за отсутствием состава преступления).

После окончания семилетки и работы учетчиком в колхозе «Катунь» шестнадцатилетний Федор, не побоявшись предстоящих трудностей, покидает семью — уезжает в г. Омск. Верил парень, что на новом месте открываются и новые возможности. В сентябре 1932 года он начинает учебу на рабфаке сельхозинститута им. Кирова, но душа у паренька не лежала к сельскому хозяйству, видел он себя на другом поприще. Юноша пробует себя в учительском деле, проработав около года в школе. А затем принимает судьбоносное решение, определившее его дальнейшую профессию — поступает на курсы учителей русского языка и литературы в городе Тюмень.

Какое-то время он проживал в семье старшего брата Степана, который на то время уже имел семью, об этом вспоминала племянница Галина Степановна, которая проживает в Тюмени. Степан Васильевич – самый старший сын Солодовниковых, был для младших братьев и сестер примером и опорой, «он всегда опекал свою мать и отца, и их младших детей». Старшая дочь Степана Таисия (живет в Тобольске) была особенно дружна с Федором, упоминает, что «отец и Федя всегда помогали своим родителям продуктами и деньгами», да и родители порой проживали в семьях своих старших сыновей. Галина, его младшая дочь, с гордостью говорит о заслугах своего отца, Степана Васильевича. Она и поделилась со мной воспоминаниями и семейными фотографиями, а прошлое их семьи, действительно, богато историями, которые сохраняются благодаря старшему поколению. Для Федора Степан был не просто старшим братом, а оставался мудрым советчиком на всю жизнь. Поразительно, как они были похожи внешне: крупные черты лица нисколько не портили, наоборот, придавали мужественность их облику, физически крепкие, коренастые. Во внешности чувствовалась, как сейчас бы сказали, харизма — внутренняя сила и энергия.

После учительских курсов в 1936 г. Федор получает направление в Марьяновский районный отдел народного образования, его направляют в школу совхоза «Овцевод». На центральной усадьбе совхоза еще в 1927 году было построено лучшее в округе школьное здание – в два этажа с коридорами на каждом, окна в классных комнатах большие. Здесь учились дети с соседних маленьких сел и аулов. Работала средняя школа и в Марьяновке, но в большинстве деревень были неполные школы. Присмотревшись за год к работе молодого специалиста, руководство предложило ему место директора, но, как вспоминал сам Федор Васильевич, «…я еще был молод и не был готов к директорству в такой большой школе». Его направляют в село Нока, в 1937 году здесь открылась семилетняя школа, где он получает должность завуча. Колхоз выделил специалисту недалеко от школы скромное жилье. Бытовые трудности и колхозная жизнь парня не пугали, важнее были дела для налаживания учебного процесса, подготовки школы к зиме и т. д. Вероятно, не одна нокинская девушка вздыхала при виде приезжего парня: молодого, красивого, при должности, да еще и холостого! Но выбрал Федор Васильевич в невесты Екатерину, самую младшую дочь из большого семейства Карчевских, эту красивую девушку он сразу заприметил. В 1938 году они поженились, и Екатерина перешла жить к мужу. Пока Федор занимался своими школьными делами, молодая жена трудилась в колхозе и была хорошей домохозяйкой, создавая тепло и уют в их доме. В 1939 году родился их первенец – сын, которого назвали Владилен (имя составное — Владимир Ленин), хотя по жизни его называли кто Владимиром, а кто и Владиком. Прожили супруги вместе более сорока лет, Екатерина Макаровна пережила мужа на 12 лет.

Свое образование Федор Васильевич решил продолжить, поступив в 1938 году в Омский пед­институт им. А. М. Горького на заочное отделение литературного факультета. Начавшаяся война внесла свои коррективы. Ушел Федор на фронт в августе 41-го, сменив учительскую указку на солдатскую винтовку. Необходимо отметить, что в начале войны, согласно статистике, четверть всех красноармейцев не окончила и шести классов. А в условиях оснащения армии новой боевой техникой, при нехватке технических кадров, конечно, ценился образовательный уровень призывников. Так Федор Васильевич был определен в минометчики, а точнее сказать в наводчики, где требовался точный расчет и в тактике боя, и в корректировке минометного огня, в дальнейшем эти навыки пригодились ему. Фронтовики вспоминали: «Миномет на войне – штука хорошая, если в умелых руках. Чуть где пехота застряла, смотрим, ага, пулемет бьет, не дает славянам продвигаться. Пару пристрелочных – и полный залп. Пошла пехота. Пулемет молчит…».

В составе 312 стрелковой дивизии в октябре-декабре 1941 года 1081 стрелковый полк, куда был определен Федор, занимал участок обороны Москвы на Можайской линии в районе Детчино с основной задачей — прикрывать это направление во чтобы то ни стало. Несколько дней три немецких полка безуспешно пытались выбить советских бойцов, семь раз Детчино переходило из рук в руки. Высота, которую удерживали бойцы, была нашпигована металлом и пропитана кровью: немцы понимали, что овладеть ею, означает замкнуть кольцо окружения, не желающего сдавать позиции полка. Не сумев взять Детчино, немцы обошли ее с тыла. Еще два дня полк продолжал сражаться в окружении. Только когда закончились боеприпасы, бойцы пошли на прорыв. Первый батальон полка, которому был придан минометный взвод (в составе 3 роты был Ф. В. Солодовников), располагался во втором эшелоне – у села Михеево, в трех километрах от Детчина. Он должен был служить резервом на случай прорыва противника. Гитлеровцы, понимая, с какой целью сюда подтянут резерв, непрерывно бомбили батальон с воздуха и обстреливали его артиллерией и минометами. В результате, уже через два дня, село было полностью разрушено. Большие потери понесли и подразделения окопавшегося здесь батальона. От 1081 стрелкового полка в живых осталась лишь сотня бойцов. Здесь, в резерве, когда рота практически не вступала в бой, от взрывной волны Федор получает сильную контузию.

(Продолжение следует.)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

477