Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

23.11.2022 11:41 Среда
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 25.11.2022 г.

Тара – самобытная и современная

Автор: Елена ДРАЙЗЕР. Фото автора.

Глава Тарского района Е. Н. Лысаков.

Каждый ее уголок хранит многовековую историю нескольких эпох. Улицы со старинными купеческими особняками и бревенчатыми избами, тут же рядом монументализм советской архитектуры и новизна наших дней в современных постройках.

Здания редакции и типографии.

Поездка в самый северный город нашего региона состоялась в рамках проекта Омского Союза журналистов «Омская область: 200 лет развития и созидания» на средства гранта, предоставленного Правительством Омской области при софинансировании Фонда президентских грантов.

Старейшая районная газета

Редакция районной газеты «Тарс­кое Прииртышье» — ровесница «Омской правды», ей уже 105 лет. Само здание купеческого особняка, в котором она располагается с 1936 года, является памятником истории.

- Наша газета семь раз меняла свое название и не всегда была районной, — рассказала главный редактор издания Наталья Шатова. – Еще до появления районов Омской области она имела статус окружной, а последнее ее название перед нынешним было «Ленинский путь».

По соседству находится более современное здание районной типографии, о чем до сих пор говорит вывеска на нем, хотя уже более трех лет газету печатают не здесь, а в р. п. Таврическое. Водитель редакционного автомобиля каждую среду проезжает 350 км туда и столько же обратно, чтобы к ночи доставить весь тираж в 7300 экземпляров. А в следующие два дня ему предстоит развезти газету в 105 точек розничной продажи, разбросанных по району. Всю огромную территорию объехать ему не по силам, ведь самое дальнее поселение расположено в ста километрах от райцентра, и дороги далеко не везде в хорошем сос­тоянии. В отдаленные населенные пункты газета приезжает с почтой.

- Я много раз обращалась к местным и омским предпринимателям, поднимая вопрос о том, чтобы сделать у нас хотя бы мини-типографию. И тогда бы редакции северных районов могли бы запросто печатать свои газеты в Таре, — отмечает Наталья Дмитриевна. – Однако организовать печатное дело нынче не так просто из-за высокой стоимости оборудования.

Каждый уголок редакции обладает особой энергетикой. Сразу при входе перед глазами предстают стеллажи с сувенирной продукцией. При редакции вот уже пять лет развивается дизайн-студия, где местные умельцы создают различные сувениры с символикой города.

Есть у этой редакции и живые «талисманы» — волнистые попугай­чики. Голубого самца символично зовут Тарчик, он был подарен в честь 35-летия города коллегами из Большереченской газеты «Наша иртышская правда», а в прошлом году коллектив этого же издания посчитал, что Тарчику скучно без пары. Так появилась зеленая самочка по имени Лайма. Если «музы» уж слишком шумят, их переселяют на кухню. Ну а вообще птички, как и сами работники редакции, очень общительны, и радуются, когда их выпускают из клетки полетать по кабинетам. Тарчик умеет говорить «Купи газету», «Дай рубль», «Тарчик хороший».

Фотографии знаменательных событий и знаменитых людей, в разные времена посещавших Тару, можно увидеть в коридоре второго этажа. Кстати говоря, и обстановка каждого кабинета подчеркивает яркую индивидуальность людей, работающих в «Тарском Прииртышье». Так, например, на рабочем месте моего коллеги – обозревателя Андрея Казакова собрана настоящая галерея из шедевров местных и приезжих живописцев. Сам Андрей однажды радикально сменил профессию чиновника налоговой службы на творческую журналистскую.

- Пишу о творческих людях, и они дарят мне свои работы. Вот и соб­ралась такая коллекция, — говорит Андрей Владимирович.

Коллектив «Тарского Прииртышья» постоянно в победителях и призерах региональных и всероссийс­ких творческих конкурсов, об этом красноречиво говорят многочисленные награды в кабинете главного редактора. Сотрудников редакции знают в стране как профессионалов, вносящих большой вклад в сохранение журналистских традиций и сохраняющих неразрывную связь газеты с читателями.

Обновленный культурно-досуговый центр.

Центр притяжения тарчан

Контрастно смотрится обновленный КДЦ «Север», соседствующий с реконструированной Тарской крепостью и старинными зданиями исторического центра города. Подробную экскурсию по модернизированному по последнему слову технологий учреждению провела его директор Надежда Котелкина. Масштабная реконструкция и оснащение кино-досугового центра в рамках нацпроекта «Культура» осуществлялись в течение двух лет за счет средств из федерального и областного бюджетов на сумму 220 млн. рублей. По итогам строительства 2022 года проект реконструкции здания стал лауреатом первой степени и лучшим объектом строительства в Омской области.

В центре созданы все условия для раскрытия сценических талантов тарчан всех возрастов. В четырех танцевальных классах занимаются также и воспитанники хореографического отделения Детской школы искусств. А прямо в момент нашего визита к выступлению готовились участницы танцевальной студии «Диамант», действующей на базе учреждения. Всего же в центре функционируют 30 различных творческих студий и кружков, в которых занимаются 1,5 тысячи человек.

- Мероприятий у нас проходит, действительно, много, — сообщила Надежда Борисовна Котелкина. — Зрительный зал, вмещающий 410 человек, в такие моменты всегда полон. Часто приезжают с гастролями омские театры.

В том, что центр широко востребован у жителей, нам довелось убедиться и самим, увидев, как, собираясь толпой у гардероба, спешили сюда школьники и студенты, чтобы принять участие в симпозиуме, посвященном пропаганде здорового образа жизни.

Современное оснащение КДЦ «Север» продемонстрировала его директор Н. Б. Котелкина.

Нам продемонстрировали новейшую машинерию сцены, световое и звуковое оборудование:

- Двадцать миллионов стоят только вот эти колонки. Первый вопрос, задаваемый приезжими специалистами: «У вас есть, кому на этом работать?». И да, если бы у нас не было профессионала, который бы по спецификации это сам не заказывал и не обсуждал, то не было бы и этого оборудования, — с гордостью говорит директор КДЦ «Север».

Здесь имеется зал для проведения торжественных официальных мероп­риятий, оснащенный новейшим мультимедийным оборудованием единый методический центр, координирующий работу тридцати сельских учреждений культуры. В самом КДЦ занимаются 1,5 тысячи человек, всего здесь работает 30 творческих секций и кружков. Есть здесь и профессиональная студия звукозаписи, а еще и собственная дизайн-студия, в которую в рамках грантовой деятельности приобретена техника для печати афиш и баннеров, изготовления различной сувенирной продукции.

В отдельном крыле КДЦ «Север расположился киноцентр с кинозалом на 107 мест и уютным кинобаром, работающий в том же режиме, что и кинотеатры Омска.

Легендарные мундир и трость Михаила Ульянова — ценные реликвии его дома-музея.

Наследие великого актера

Очень атмосферное место – дом-музей народного артиста СССР М. А. Ульянова, построенный в 1929 году. Здесь прошли его детство и юность, пришедшиеся на военные и послевоенные годы. Именно отсюда он поехал поступать учиться в Омск, а затем и в Москву. В традиционной русской пятистенной избе Ульяновы жили не одни. В одной комнате проживала мама Михаила Александровича с сыном и дочерью Маргаритой. Вторую занимали две семьи эвакуированных из-под Ленинграда и Киева – женщины и дети. Мужчины-отцы воевали на фронте.

Есть в доме фотографии Михаила Ульянова и его близких в разные годы жизни, личные вещи его семьи. Обстановка комнаты, где они проживали, воссоздана в соответс­твии с воспоминаниями его сестры Маргариты Александровны, которая присутствовала на открытии музея в 2014 году.

Вторая комната в доме-музее оформлена как мемориальный зал славы. Экспонаты, собранные здесь, рассказывают о творческом становлении Михаила Александровича Ульянова, первых успехах и триумфах. Здесь можно увидеть первый деревянный чемодан, с которым Ульянов отправился в Омск, чтобы стать актером. Тогда, в 1946 году, вернувшийся с фронта отец Александр Андреевич поддержал решение сына, и Михаил отправился в Москву, где впоследствии с отличием окончил высшее театральное училище имени Б. Щукина. Затем юный актер был принят в труппу театра имени Е. Вахтангова, где достиг высот таланта и в 1987 году стал художественным руководителем этого театра, прослужив в нем до конца своих дней.

Реликвии в этом зале представляют особую ценность. Это и сценический костюм, в котором Ульянов играл роль генерала Горлова в спектакле «Фронт» в театре имени Евгения Вахтангова, и трость, с которой артист снимался в фильме Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» и многое другое.

- Михаил Александрович часто навещал родительский дом будучи студентом. Летом он ночевал в амбаре, сохранившемся и до наших дней, где также воссоздана обстановка того времени. И в этот дом он по возможности приезжал, любил пройтись по этой улице, раньше именовавшейся улицей 5-й Армии, посещал могилу мамы на городском кладбище. В последний раз он был здесь в 2002-м году, — поведала менеджер Северного драматического театра и по совместительству экскурсовод Елена Куликова.

На баланс театра, названного именем великого артиста, дом-музей Михаила Ульянова передали летом 2020 года. Актеры театра регулярно проводят театральные встречи и даже ставят спектакли в стенах и во дворе этого дома.

- Мечтаем показывать здесь фрагменты фильмов с участием Ульянова, чтобы в доме звучал его голос, — говорит Елена. – Старшему поколению эти картины и эпизоды хорошо знакомы, но ведь и детям, и молодежи, которые тоже с интересом посещают наш музей, хотелось бы иметь расширенное представление о творчестве нашего замечательного земляка.

Самое ценное в музее, конечно же, вещи, которыми пользовался сам Михаил Ульянов, в них будто бы чувствуется энергия этого уникального человека. И эта атмосфера создана тарскими краеведами благодаря кропотливому труду и общению со многими людьми, кто лично знал актера, его соседями и друзьями, творческой интеллигенцией.

Славные вехи и мрачное прошлое

Об истории основания города Тары рассказала методист местного историко-краеведческого музея Валентина Мадеева. Памятная стела на Юбилейной площади города построена в честь его 400-летия. На ней – герб Тары с изображением горностая. Эти животные, говорят, в изобилии водились в этой местности до тех пор, пока здесь не начала активно развиваться торговля, а с ней и промысел. Основополагающее историческое значение имеют выдержки из старинных документов, такие, как наказ, данный основателю города князю Андрею Елецкому, также выгравированный на памятнике.

Долгое время Тарская крепость являлась южным укреплением для защиты от набегов орды хана Кучума, но и сама по себе таила опасность. Все здания в те далекие времена строились из дерева, и пожары здесь случались довольно часто, а трижды Тара и вовсе выгорала дотла.

В городе было шесть церквей, из которых до наших дней сохранилась лишь одна – Спасский храм. Подобные по архитектурному замыслу храмы можно встретить и в Тобольске. Но нагляднее всего демонстрирует прошлое Тары реконструированная крепостная стена на том месте, откуда и началось строительство города.

О славном торговом прошлом до сих пор напоминает целый архитектурный ансамбль купеческих домов и магазинов. Например, купец Орлов торговал швейными машинками «Зингер», купец Жданов развивал акционерное общество по продаже сливочного масла. Товарами бытового потребления успешно вели здесь торговлю купцы Машинские, а также Щербаковы, основавшие городской парк.

Главная площадь города – площадь Ленина – раньше соединялась воедино с Юбилейной, и торговые ряды занимали все это пространство. Тара встречала торговые караваны из восточных стран, здесь проходили масштабные ярмарки.

А еще это место известно трагическими событиями. Так, в 1722 году здесь состоялся Великий Тарский бунт. Причиной его стал указ Петра I о едином престолонаследии, который не приняли многие горожане, среди которых было немало староверов. Восстание было подавлено, а зачинщики в назидание другим были посажены на колья для всеобщего обозрения на этой самой площади. С тех пор за тарчанами закрепилось прозвище «коловичи». О мрачных событиях напоминает теперь памятный знак. Остались и упоминания об этом в книгах.

Со старинными купеческими домами на площади Ленина соседствует здание Администрации Тарского муниципального района, построенное в советскую эпоху, в центре ее – памятник самому Ильичу. А совсем неподалеку – на территории древней Тарской крепости ведутся раскопки. Совсем недавно обнаружен фундамент Княжьей башни XVI века, стоявшей когда-то в низине и достигавшей по своей высоте 15-ти метров. В этом году в результате раскопок были найдены различные монеты, предметы быта, а также серьгу в виде змеи, кусающей собственный хвост, предположительно принадлежавшую восточному купцу.

От легенд к перспективам

Современная Тара – второй по величине город в нашем регионе, очень значимый для всего Севера Омской области. Здесь находятся филиалы Омских университетов – педагогического и аграрного, так что местная молодежь может получить высшее образование, не уезжая далеко от дома. Туризм в Таре, без сомнения, процветает: в городе функционируют десять гостиниц, и свободных мест практически не бывает.

В Таре 67 памятников истории, внесенных в государственный реестр, в их числе и раскопки. Из них только два объекта федерального значения и один – областного. Для сохранения такого большого количества объектов культурного наследия нужны огромные финансовые вложения. Только в проект по реставрации двухэтажного деревянного дома Кориковых-Михайловых руководство района вложило полтора миллиона рублей бюджетных средств. На сами же работы требуется порядка 23 миллионов, но таких денег нет ни у города, ни у района. Поэтому власти надеются на инвесторов. Кстати, нашелся человек, выкупивший два здания на центральной площади. Владелец за свой счет подготовил проекты, согласовав их с министерст­вом культуры, и работы по реставрации старинных зданий уже идут к завершению. Пути отреставрировать некоторые памятники архитектуры, переданные епархии в безвозмездное пользование, ищет и новый епис­коп Тарский и Тюкалинский Петр.

Это лето для Тары знаменательно проведением грандиозного Сибирс­кого фестиваля искусств «Тарская крепость», инициированного основателем музыкальной группы 25/17 тарчанином Андреем Бледным. В сентябре 90-летний юбилей отмечал Омский педуниверситет. А в декабре вековой юбилей встретит Тарская центральная районная больница.

На пресс-конференции в Администрации района присутствовал М. Ш. Адырбаев — старейший депутат Законодательного Собрания Омской области, Почетный гражданин Тары и Омска, заслуженный врач РФ и, что примечательно, уроженец Марь­яновского района.

- Тара сегодня стремится к тому, чтобы стать межрайонным центром оказания специализированной медицинской помощи, — отметил Марат Шакенович. — Если раньше больной поступал с инфарктом, ему приходилось четыре месяца лежать в больнице. А сейчас пациенту сразу делают коронографию, стентирование, и через три дня он идет домой. А на дальние расстояния больного доставляют с помощью санитарной авиации.

- Тара – единственный город в Омской области, который растет, — подчеркнул глава Тарского района Евгений Лысаков. – Если в советс­кие времена у нас было 24 тысячи населения, то последняя перепись населения показала, что теперь нас 28300. Большую роль играют, конечно, филиалы профессиональных учебных заведений. Когда молодежь приезжает учиться в Тару из Больших Уков или Тевриза, то зачастую остается жить здесь.

Из промышленности, по словам главы района, в Таре не хватает предприятий глубокой переработки древесины, и чтобы наконец заработало титан-циркониевое месторождение.

- На праздники к нам всегда приезжает много гостей из разных городов и стран. – отметил Евгений Николаевич Лысаков. – Помнится, в моем детстве самым любимым и долгожданным праздником был сабантуй, который праздновали на природе, в роще. С размахом отмечали четырехсотлетие Тары, этот праздник прогремел на всю Россию. С нетерпением ждали и нынешний музыкальный фестиваль «Тарская крепость», в течение трех лет к нему готовились, несколько раз отменяли из-за пандемии. В итоге долгожданный праздник прошел на ура. Группы-участники хотели бы, чтобы фестиваль стал традиционным и проводился на отдельно выделенной площадке за городом.

Еще одно ключевое культурное событие Тары – театральный фес­тиваль «Сотоварищи», на который съезжаются коллективы из разных городов России. Познакомили нас и с проектом строительства историко-культурного и музейного комплекса имени Михаила Ульянова, подготовленным на народные деньги с софинансированием из областного бюджета. Тарчане вложили в него 3,5 миллиона рублей. Теперь предстоит войти в программу федерального финансирования для осуществления этого замысла.

Очень радуются тарчане изменениям, преобразившим город за последние семь лет благодаря реализации федеральной политики по развитию малых городов. Помимо того, что мы увидели в ходе пресс-тура, лицо города представляют также Никольс­кий дворик, Пушкинский сквер, Тихвинский парк. Эти места существовали десятки лет, но теперь там чисто и красиво, повсюду скамейки и урны. Так что и погулять есть где, и встречи по интересам провести, эти места востребованы у жителей всех возрастов.

Одного дня не хватит, чтобы в полной мере увидеть красоту северного города и природное богатство этих красивых мест. Приятно было напос­ледок послушать охотничьи байки и местные легенды из уст коренных жителей. Одна из них связана с подземным ходом, ведущим к одному из купеческих домов.

«Жила там красавица-вдова купца тридцати девяти лет с сыном лет шестнадцати. И вдруг приезжает в город латыш, такой весь из себя симпатичный, грамотный, начитанный. Влюбился он в эту купчиху и, чтобы завоевать ее сердце, построил посреди болота четырехэтажный дом на лиственничных кряжах, а под ним – подземный ход к дому возлюбленной». Говорят, что в 1956-57 годах по этому подземному ходу проложили первую нитку водопровода, снабжавшего водой весь город. И таких баек в Таре можно услышать очень много, что подчеркивает неповторимый колорит старинного города.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

88