12+

Газета Марьяновского района Омской области «Авангард»

Главная / Полезная информация / Государственный земельный надзор и особенности проведения проверок

Государственный земельный надзор и особенности проведения проверок

Реклама

  • 200
  • 1
 

Государственный земельный надзор и особенности проведения проверок

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009  №  457, осуществление государственного земельного надзора возложено на Росреестр  и его территориальные органы. 

Под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями,  требований  земельного законодательства Российской Федерации.

Организация и проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения требований земельного законодательства регулируется:

–  Земельным кодексом Российской Федерации;

– Федеральным законом  от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного земельного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1  «О государственном земельном надзоре»;

–Административным регламентом  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора,  утвержденным приказом Минэкономразвития России  от 20.07.2015 № 486;

– иными нормативно-правовыми актами.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.

Плановая проверка в отношении юридического лица, органа государственной власти, индивидуального предпринимателя  проводится не чаще чем один раз в три года.  Основанием  для включения органа местного самоуправления в план проведения плановых проверок  деятельности органов местного самоуправления, является истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с утверждённым приказом Росреестра (его территориального органа) ежегодным планом проведения проверок. Планы проведения плановых проверок в отношении  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления  согласовываются с органами прокуратуры.

Включение очередной плановой проверки в ежегодный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в связи с истечением трёх лет со дня:

– государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

– окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В связи с проводимой государством политикой, направленной на снижение давления на бизнес, внесены изменения в законодательство в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

С 14.07.2015 года вступил в силу Федеральный закон № 246-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым были установлены особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится запрет на проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого  предпринимательства.

Внеплановые проверки проводятся в случаях:

– предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

– выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;

– поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей  проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.  Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления не требуется.

Общий срок проведения выездной или документарной проверки (плановой или внеплановой) (с даты начала проверки и до даты составления акта проверки) не может превышать двадцати рабочих дней.

Лицо, в отношении которого проводится проверка,  уведомляется о времени проведения плановой проверки путем направления копии распоряжения о проведении проверки не позднее чем в течение 3 рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В случае проведения внеплановой проверки лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется о времени проведения проверки не позднее, чем за 24 часа до начала проведения проверки.

Проведение проверки начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами, которые проводят проверку, обязательного ознакомления  руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением о проведении проверки.

Статьей 15 Федерального закона № 294-ФЗ установлены ограничения при проведении проверки. В частности, должностные лица органа государственного надзора не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В соответствии с положениями  ч. 1 ст. 25  Федерального закона  № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Частью 2 ст. 25 Федерального закона  № 294-ФЗ установлено, что юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проведения контрольных мероприятий составляется акт проверки. Акт составляется после окончания всех проверочных мероприятий  в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица,  индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований юридическому лицу, органу государственной власти, органу местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю  в отношении которых проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю.

При выявлении в ходе проведения проверки административного правонарушения в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,  возбуждается дело об административном правонарушении.    

Евгений Кобзарь,

 главный специалист-эксперт  отдела    государственного земельного надзора  Управления Росреестра  по Омской области.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-бальной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

11.04.2016

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх