Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

23.06.2021 14:15 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Прокуратура района информирует

Автор: Наталья Митина,
помощник прокурора района, юрист 2 класса.

Житель Марьяновского района осужден к реальному лишению свободы за приобретение и хранение наркотического средства

Прокуратурой Марьяновского района поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении 46-летнего ранее судимого местного жителя. Органами предварительного расследования он обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере). В октябре 2020 года на территории одного из домовладений деревни Отрадное Марьяновского района мужчина незаконно нарвал дикорастущее наркотическое растение массой 816,1 грамм, что является крупным размером, которое хранил в хозяйственной постройке до изъятия сотрудниками полиции.

Вину в совершении преступлений подсудимый признал полностью, раскаялся. За совершение указанного преступления суд приговорил виновного к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Марьяновским районным судом Омской области рассмотрено уголовное дело по факту кражи денежных средств с незаконным проникновением в квартиру

31 мая 2021 года рассмотрено уголовное дело по обвинению 23-летнего жителя поселка Конезаводский Марьяновского района Омской области. Он обвинялся в совершении кражи денежных средств, совершенной с незаконным проникновением в квартиру (п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, то есть тайное хищение чужого имущества с незаконным проникновением в жилище).

В судебном заседании установлено, что в январе фигурант по делу взломал при помощи металлического лома навесной замок на входной двери одного из домов в пос. Конезаводский, откуда тайно похитил три тысячи рублей. С места преступления виновный скрылся.

За совершение данного преступления виновному назначен 1 год лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год и возложением дополнительных обязанностей.

Жительница Марьяновского района приговорена к 2 годам лишения свободы за совершение кражи телевизора и телевизионной приставки

Прокурором Марьяновского района поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении 34-летней местной жительницы, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ (тайное хищение чужого имущества с незаконным проникновением в жилище).

В ходе рассмотрения дела установлено, что виновная в состоянии алкогольного опьянения разбила стекло в окне одного из домой в р.п. Марьяновка, после чего проникла в дом и тайно похитила телевизор, телевизионную приставку и пульт от нее, причинив потерпевшему материальный ущерб в размере 3550 рублей.

Вину в совершении преступления женщина признала полностью. Похищенные вещи в ходе предварительного следствия были возвращены потерпевшему. Суд назначил ей наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Приговор в законную силу не вступил.

В Марьяновском районном суде рассмотрено уголовное дело по факту причинения тяжкого вреда здоровью человека в результате ДТП

Марьяновским районным судом Омской области вынесен обвинительный приговор в отношении 47-летнего водителя. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).

Судебным следствием установлено, что 25.12.2019 в дневное время водитель, двигаясь на технически исправном автомобиле «Honda Stream», не убедившись в том, что встречная полоса движения свободна, начал осуществлять обгон впереди идущего грузового автомобиля, выехав на полосу встречного движения, в результате чего допустил столкновение с автомобилем «KIA RIO», двигающимся навстречу.

Водителю автомобиля «KIA RIO» причинены телесные повреждения, а именно, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, закрытая травма груди, переломы ребер и костей, а также иные повреждения. Данные повреждения относятся к категории тяжкого вреда здоровью по признаку значительной стойкой утрате общей трудоспособности не менее чем на одну треть. Суд, с учетом мнения государственного обвинителя, смягчающих наказание обстоятельств, мнения потерпевшей назначил подсудимому наказание в виде 1 года исправительных работ с удержанием 10 % в доход государства.

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет наложение штрафа до 10 000 рублей

Статьей 33 Конституции РФ установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Требования к порядку рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии со статьей 5.59 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, может быть возбуждено исключительно прокурором, который выносит мотивированное постановление.

Наиболее распространенные нарушения при рассмотрении обращений — нарушение 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан, а также несоблюдение требований закона об уведомлении заявителей о переадресации обращения для рассмотрения в другой государственный орган, к чьей компетенции относится решение поставленных в нем вопросов,

Срок привлечения виновных должностных лиц к ответственности по статье 5.59 истекает по истечении трех месяцев с момента совершения правонарушения. В связи с этим, гражданам необходимо своевременно обращаться с соответствующими жалобами в органы прокуратуры непосредственно после совершения правонарушений.

Осуществляя надзор за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, прокурор не ограничен в применении актов прокурорского реагирования. В рамках указанного надзора в истекшем периоде 2021 года прокурором Марьяновского района внесено 4 представления об устранении выявленных нарушений в адрес органов местного самоуправления района. Привлечение лица к административной ответственности является наиболее действенной мерой прокурорского реагирования, носящей превентивный характер.

Так, в 1 полугодии 2021 года прокурором района в отношении главы муниципального образования Марьяновского района вынесено 2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, которые рассмотрены мировым судьей судебного участка № 12 в Марьяновском судебном районе Омской области и удовлетворены. За каждое из правонарушений виновному лицу назначен административный штраф в размере 5000 рублей.

О запрете обращения взыскания на домашних животных

Президентом РФ подписан Федеральный закон от 30 апреля 2021 года № 106-ФЗ «О внесении изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», который уже вступил в силу с 30 апреля.

Указанным нормативным актом внесены изменения в статью 446 Гражданского процессуального кодекса РФ, устанавливающие запрет на обращение взыскания по исполнительным документам на домашних животных (к примеру, кошки, собаки), которые принадлежат гражданину-должнику и не используются в предпринимательской деятельности.

Понятие «домашние животные» определено положениями Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Так, под домашним животным понимается животное (за исключением животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2019 г. № 795), которое находится на содержании владельца — физического лица, под его временным или постоянным надзором и местом содержания которого не являются зоопарки, зоосады, цирки, зоотеатры, дельфинарии, океанариумы.

Положения кодекса приведены в соответствие по аналогии с запретом на изъятие сельскохозяйственных животных, который существовал до внесения изменения в статью 446 ГПК РФ.

Новое в законодательстве о государственной регистрации недвижимости

Подписан Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. № 120-ФЗ, который изменил правила кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость Изменения внесены в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Теперь зарегистрировать переход либо ограничение права, обременение объекта или сделку с ним можно теперь, только если в ЕГРН уже есть запись о праве на данный объект. Некоторые полномочия в сфере кадастрового учета и госрегистрации будут переданы от Росреестра к подведомственным ему бюджетным учреждениям, в частности, предоставление сведений из ЕГРН. Такие учреждения также станут осуществлять выездной прием заявлений о госрегистрации или учете, отправлять заявителям документы с курьером, взаимодействовать с кадастровыми инженерами и т. д.

Выездной прием заявлений о госрегистрации или кадастровом учете является для всех платной услугой, кроме отдельных категорий заявителей: ветераны и инвалиды ВОВ, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства I группы. Если совершена сделка с недвижимостью, то подать заявление о регистрации возникновения, изменения, прекращения или перехода прав тоже можно с помощью личного кабинета Единого портала госуслуг.

Уточнено, что дополнительные сведения об объекте недвижимости можно менять в порядке, установленном для кадастрового учета и по основаниям, предусмотренным законом. В кадастре недвижимости будут отражать решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости. Попадут в кадастр и сведения об участках и объектах, расположенных на территориях, в отношении которых принято решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, кадастр будет содержать расширенные данные о кадастровых инженерах, которые выполняли кадастровые работы в отношении конкретного объекта (ФИО, реестровый номер в реестре СРО и наименование СРО, СНИЛС). Установлены новые основания для кадастрового учета и госрегистрации прав: решение третейского суда, по которому выдан исполнительный лист в соответствии с решением государственного суда; карта-план территории; технический план для некоторых объектов – например, для недостроя, помещений и машино-мест; акт обследования для случаев, когда объект перестал существовать.

Внесены изменения в части порядка подачи и рассмотрения жалоб и заявлений на решения избирательных комиссий

Вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2021 № 115-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения внесены в Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в части приведения положений закона в соответствие с позицией Конституционного Суда Российской Федерации.

Предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных законом и (или) не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий документов, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию.

Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов). Также внесены изменения в части порядка подачи и рассмотрения жалоб и заявлений на решения избирательных комиссий.

Реализация гражданами права на налоговый вычет на покупку лекарственных средств

В соответствии с налоговым законодательством граждане вправе получить налоговый вычет на покупку лекарственных препаратов для медицинского применения, приобретаемых за свой счет. Сумма такого вычета ограничена суммой не более 120 000 рублей за год. Для целей получения такого вычета гражданину необходимо подтвердить, что: — медицинские препараты назначены лечащим врачом (рецептурный бланк); — понесены расходы на приобретение лекарств (кассовый чек и др.).

В тех случаях, когда назначение лекарственных препаратов не оформляется на рецептурном бланке, вместо него в качестве подтверждения фактических расходов налогоплательщика на приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения возможно использование сведений из медицинской документации пациента.

Начиная с 2019 года граждане вправе возместить понесенные затраты на любые лекарственные средства, назначенные врачом. Ранее такая возможность предоставлялась только в отношении медикаментов, включенных в перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201, в настоящее время указанное ограничение снято.

Гражданин также вправе возместить путем использования налогового вычета расходы на приобретение лекарственных средств для лечения супруги (супруга), родителей, детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет, подопечных в возрасте до 18 лет. Для этого необходимо будет дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт родства (свидетельства о заключении брака, рождения и др.).

Ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской символики

Статьей 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» установлен запрет использования в Российской Федерации в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из видов экстремистской деятельности (экстремизма) определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

В соответствии с ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за указанные действия установлена административная ответственность в виде штрафа и административного ареста. Согласно примечанию к указанной статье допустимы случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Изменения в правилах использования материнского (семейного) капитала

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2021 № 280 "О внесении изменения в пункт 10(4) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" исключено требование о предоставлении ряда сведений при направлении средств маткапитала на компенсацию затрат на строительство жилого дома.

Так, ранее в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства лицо, получившее сертификат, было обязано указать в заявлении в числе прочего сведения из документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (монтаж фундамента, возведение стен и кровли). Теперь данное требование исключено.

О принятии нового закона о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением отдельных положений).

Данным законом определяется, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.

Законом закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия.

Новое регулирование контрольно-надзорной деятельности основано на подходе, согласно которому цели государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны достигаться преимущественно при помощи более мягких и менее затратных методов, не предполагающих непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом. Предусмотрен широкий перечень новых контрольно-надзорных мероприятий: выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд.

В целях уменьшения интенсивности контрольно-надзорной деятельности предусмотрен специальный режим контрольно-надзорной деятельности — мониторинг сведений об объектах контроля с дистанционным использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, иных средств сбора или фиксации информации и (или) автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных. Контролируемые лица, находящиеся в режиме мониторинга, освобождаются от плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.

Устанавливается, что выбранное инспектором контрольно-надзорное мероприятие должно быть соразмерно вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны ограничиваться только теми контрольно-надзорными мероприятиями и контрольно-надзорными действиями, которые достаточны для обеспечения соблюдения обязательных требований. При этом наиболее серьезные и затратные по процедуре и последствиям для контролируемого лица мероприятия (выездная проверка) должны проводиться по согласованию с прокуратурой.

При этом выбор профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты должны определяться на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при плановом контроле — категорией риска, при внеплановом — выявлением индикатора риска). Использование системы управления рисками при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля позволит контрольно-надзорным органам сосредоточить усилия и ресурсы на проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах, нарушение обязательных требований на которых несет наибольшую угрозу охраняемым законом ценностям.

Предусматривается ряд ограничений на использование выездных проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий. Прежде всего, плановые контрольно-надзорные мероприятия не проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба). В законе содержатся обязанности должностных лиц контрольно-надзорных органов, порядок их доступа к объектам контроля для проведения контрольно-надзорных мероприятий, ограничения, которые должны соблюдаться при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Специальная глава закона посвящена обеспечению гарантий и защите прав контролируемых лиц. Установлены права граждан и организаций, их представителей при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Урегулирован порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Важной гарантией соблюдения прав граждан и организаций являются положения о возможности признания результатов контрольно-надзорных мероприятий недействительными в случае допущения проверяющими грубых нарушений. Предусмотрена система оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Введены положения об использовании информационных технологий при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Фактически речь идет о полноценной цифровизации государственного контроля (надзора), муниципального контроля, снижающей издержки граждан и организаций, повышающей эффективность государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также кардинальном образом повышающей его прозрачность.

На практике реализация нормы об использовании информационных систем будет означать, что в случае отсутствия в информационной системе сведений о контрольно-надзорном мероприятии либо отдельном контрольно-надзорном действии такие мероприятия (действия) не приобретают юридического значения, а инспектор не допускается на объект. Все сведения как о действиях контролеров, так и о соблюдении обязательных требований контролируемыми лицами, должны быть доступны в информационных системах в режиме реального времени.

Расширены социальные гарантии членов семей погибших военнослужащих, не получивших при жизни статус ветерана боевых действий

Федеральным законом от 30.04.2021 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О ветеранах» расширены социальные гарантии членов семей погибших военнослужащих, не получивших при жизни статус ветерана боевых действий.

Данным законом установлено, что в случае, если военнослужащий, участвующий в боевых действиях, погиб и не смог получить удостоверение ветерана боевых действий либо после участия в боевых действиях не получил соответствующее удостоверение и умер, то члены его семьи смогут получить удостоверение члена семьи ветерана боевых действий. В этом случае им предоставляются социальные гарантии, предусмотренные для членов семей погибших ветеранов боевых действий.

Расширены цели ипотечного кредитования с предоставлением мер господдержки семьям с детьми

Федеральным законом от 30.04.2021 № 118-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширены цели ипотечного кредитования с предоставлением мер господдержки семьям с детьми. Указанным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости» и в Федеральный закон «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)».

Так, мера господдержки в виде полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) в сумме не более 450 тысяч рублей предоставляется матери или отцу, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года родился третий ребенок или последующие дети, и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу). Согласно принятому закону целью такого ипотечного кредита (займа) в числе прочего может быть: строительство на территории РФ объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС); приобретение объекта ИЖС, строительство которого не завершено; уплата (внесение) паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива и др.

Определен перечень лиц, которые могут быть кредиторами (заимодавцами) по договорам, на погашение которых направляются средства в рамках мер господдержки.

С 1 июля 2021 года наличие иностранного гражданства либо вида на жительство будет являться основанием для увольнения с госслужбы

Федеральным законом от 30.04.2021 № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 июля 2021 года наличие иностранного гражданства либо вида на жительство будет являться основанием для увольнения с госслужбы.

В ряд законодательных актов внесены уточнения, касающиеся ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы и иных должностей в связи с наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо права на постоянное проживание в нем. Устанавливается запрет замещать указанные должности, несоблюдение которого служит основанием для отказа в приеме на соответствующую службу или назначении на соответствующую должность, а также для расторжения служебного контракта, трудового договора или досрочного прекращения полномочий.

Гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом РФ, может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Государственный или муниципальный служащий, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам, в исключительных случаях в порядке, определенном Президентом РФ, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность при условии, что при замещении таких должностей не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Данные положения не распространяются на граждан РФ, претендующих на замещение должности прокурора или руководителя федерального государственного органа либо замещающих указанную должность. Государственные и муниципальные служащие, должностные лица и работники, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, обязаны сообщить соответствующим должностным лицам такие сведения в течение десяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона указанные лица могут продолжить проходить службу (работать) на замещаемых ими должностях при условии представления документов, подтверждающих намерение прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев и при непредставлении документов, подтверждающих прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, они подлежат освобождению от замещаемых должностей и увольнению со службы (с работы).

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Одной из социально значимых проблем сегодняшней жизни является наркомания среди несовершеннолетних, которая вызывает особое беспокойство. Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ употребление наркотических средств и психотропных веществ запрещено на всей территории Российской Федерации.

За употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

В частности, санкция ст. 6.9 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также ст. 20.20 КоАП РФ — за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах на виновное лицо может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток.

По указанным статьям могут быть привлечены несовершеннолетние, которым исполнилось 16 лет. Вместе с тем, лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и, в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

В случае, если потребителем является лицо, не достигшее 16 лет, административной ответственности подлежат его родители или законные представители в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ. Следует также отметить, что за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовно наказуемыми считаются их незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта в значительном, крупном и особо крупном размерах (ст. 228 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота (ст. 228.2 УК РФ); хищение либо вымогательство (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), а также контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188 УК РФ). Уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Исключением является их хищение и вымогательство: ответственность наступает с 14 лет.

Права и гарантии граждан при рассмотрении обращений

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены следующие права гражданина при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Наряду с правами обратившегося законом установлены гарантии гражданина в связи с его обращением. Так, в силу требований ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц; не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Права несовершеннолетних на труд

По общему правилу, установленному в статье 63 Трудового кодекса Российской Федерации, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. При этом, лица, получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

В некоторых случаях трудовой договор может быть заключен с лицом, не достигшим 14 лет, но только при соблюдении определенных условий: с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства, трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста 14 лет и получившим общее образование, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, достигшим возраста 14 лет и получающим общее образование, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

С лицом в возрасте до 14 лет трудовой договор может быть заключен только в исключительных случаях – с организациями кинематографии, театрами, театральными и концертными организациями, цирками с целью участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном), обязательно получение разрешения органа опеки и попечительства, при этом указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. 

Урегулирован действующим законодательством и труд спортсменов в возрасте до 18 лет (статья 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации). Так, к трудовым отношениям со спортсменами в возрасте до 18 лет применяются общие правила, приведенные выше. При этом во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение спортсменом предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, если это необходимо в соответствии с планом подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Трудовой договор со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет, может быть заключен также только с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства, выдаваемого на основании предварительного медицинского осмотра, который от имени работника подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы спортсмена, и другие условия, в которых он может выполнять работу без ущерба для своего здоровья и нравственного развития.

Вниманию безработных граждан

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.03.2021 № 451 «О внесении изменения в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460» временный порядок дистанционной регистрации граждан в качестве безработных продлен по 31.07.2021. Граждане могут самостоятельно пройти регистрацию в качестве безработных с помощью портала «Работа в России», оформить пособие по безработице через личный кабинет на портале госуслуг.

В рамках электронного взаимодействия центры занятости получат из соответствующих государственных информационных систем всю необходимую информацию. Таким образом, гражданам не нужно предоставлять копии трудовой книжки, приказ об увольнении, справки о среднемесячном заработке от предыдущего работодателя. В таком же порядке граждане могут проходить перерегистрацию в качестве безработных и получать направления на новую работу. Установлен порядок электронного уведомления безработных граждан о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

Ужесточена административная ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования

Федеральным законом от 05.04.2021 № 71-ФЗ «О внесении изменения в статью 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ужесточена административная ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования.

Статьей 9.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования. Согласно указанной статье за нарушение обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей, сохранность имущества, охрану окружающей среды правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин, прицепов к ним, оборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют органы, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, — налагается административный штраф на граждан в размере от 500 до 1 тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев; на должностных лиц — от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

Ранее санкция статьи 9.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливала административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев; на должностных лиц — от 500 до 1 тысячи рублей.

О предоставлении отпуска многодетным работникам

Трудовым законодательством устанавливаются особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями. Одно из таких исключений связано с очередностью предоставления отпусков. Так, в связи с вступившими в силу с 20.03.2021 изменениями работникам с тремя и более детьми до 18 лет разрешено брать ежегодный отпуск в любое удобное для них время. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 09.03.2021 № 34-ФЗ в статью 262.2 Трудового кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что до вступления в силу вышеуказанных нововведений такое право предоставлялось многодетным родителям при условии, что все дети младше 12 лет.

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов влечёт уголовную ответственность по статье 256 Уголовного кодекса Российской Федерации

Добыча (вылов) признается незаконной, при совершении действий, направленных на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова). При этом действия, направленные на изъятие водных биологических ресурсов из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства образуют состав преступления только в том случае, если они совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или па миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба, который исчисляется по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и превышает l 00 000 рублей.

За незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов законодателем альтернативно предусмотрены следующие виды наказаний: 1) штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет; 2) обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов; З) исправительными работами на срок до двух лет; 4) лишение свободы на срок до двух лет.

Более строгое наказание предусмотрено за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, совершённую лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также в случае причинения особо крупного ущерба (свыше 250 000 рублей).

Наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья должно проверяться призывной комиссией

Федеральным законом от 30.04.2021 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» и статью 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» внесены изменения.

Гражданам при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, признанным по результатам медицинского освидетельствования временно не годными к военной службе, при наличии медицинских показаний медицинская помощь оказывается в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья

Установлено, что наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.

В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование.

Освобождение от уголовной ответственности или от наказания несовершеннолетних и применения принудительных мер воспитательного воздействия

В борьбе с подростковой преступностью государство использует различные средства: экономические, организационные, воспитательные и том числе уголовно-правовые.

Вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних специально посвящена глава 14 УК РФ «особенности уголовной ответственности несовершеннолетних». От уголовной ответственности и наказания несовершеннолетний может быть освобожден как по общим, так и по специальным основаниям.

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст.76 УК РФ), в связи с болезнью (ст.81 УК РФ), в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ). Следует учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Наряду с общими видами освобождения от уголовной ответственности и наказания содержатся и специальные виды, применяемые только к лицам, не достигшим 18 лет.

Так, ч.1 ст.90 УК РФ содержит указания о том, что несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой и средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его перевоспитание может быть достигнуто путем применения мер воспитательного воздействия. В этих случаях необходимо тщательно исследовать личность подростка, его характеристику, роль в совершенном преступлении и мотивы совершения, размер причиненного вреда, не вышел ли несовершеннолетний из под контроля родителей либо лиц, их замещающих.

Вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия может быть поставлен, как на стадии предварительного следствия, дознания, так и в стадии судебного разбирательства. В принудительных мерах отсутствуют элементы кары, они не влекут за собой судимости. Орган, назначающий их определяет сам продолжительность их срока, основываясь на вышеуказанных обстоятельствах.

Статья 90 УК РФ предусматривает следующие меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

В соответствии с ч.2 ст.92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный за преступления средней тяжести и тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели его могут быть достигнуты путем помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. К ним относятся школы и специальные профессионально-технические училища закрытого типа. Это является наиболее строгой принудительной воспитательной мерой воздействия.

Институт освобождения несовершеннолетних от наказания, равно как и институт освобождения от уголовной ответственности, обусловлен гуманным отношением государства по отношению к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Об усилении административной ответственности за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений

С 16.04.2021 вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 84-ФЗ, в соответствии с которым внесены изменения в статьи 10.4, 10.5, 10.5.1 КоАП РФ — законодатель усилил административную ответственность за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений. Речь идет об увеличении размеров штрафов за следующие правонарушения: непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

В частности размер штрафа за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, составит от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ранее — от трех тысяч до четырех тысяч рублей).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

34