Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

29.07.2020 09:52 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 31.07.2020 г.

Счастье, добытое трудом

Автор: Елена ДРАЙЗЕР. Фото автора.

Старожилы села Отрадное Анна Ивановна и Василий Иванович Капко никогда не стремились к богатству. Главной ценностью в жизни считают они годы, проведенные в заботах, и время, отданное детям и внукам. 15 августа встретят они 60-летнюю — бриллиантовую свадьбу.

Целина юных лет

Эту семейную пару односельчане с любовью называют дедушка Вася и бабушка Нюша. Их безгранично уважают за доброту и накопленную с годами житейскую мудрость.

Трехлетней малышкой привезли в Сибирь Анну в 1942 году из разрушенной немцами деревни Краснодубье под Ленинградом. Три месяца ее мама и бабушка с тремя малолетними дочками жили в лесу. А в Омскую область отправились поездом вместе с остальными эвакуированными и поселились в деревне Нейдорф нашего района.

- Сорок второй год стал роковым для нашей семьи, — рассказывает Анна Ивановна. – Отец умер от туберкулеза. А однажды от удара молнии загорелся дом, и мама получила сильнейшие ожоги, так и осталась инвалидом, ложку держала с трудом. Потом немцы разбомбили деревню, и сгорело все дотла. Никаких документов не осталось, поэтому ни пенсию по потере кормильца, ни матери по инвалидности не назначили. Так и выросли мы, работая с малых лет. А в сорок восьмом году и за бабушкой уход понадобился – лишилась она ноги. Трудно было, но ничего, выжили.

В Отрадном семья Анны Ивановны поселилась в 1946 году. Девочки учились и работали в совхозе вместе с матерью. Анна окончила девять классов, и к шестнадцати годам уже жила самостоятельно.

А Василий Иванович Капко родился на Украине, в 1947 году его семья попала под репрессии: отца арестовали и отправили в Магадан в один из северных лагерей. Мать с бабушкой и тремя детьми отправили в Сибирь.

- Совхоз «Российский» тогда богатым был, — поведал он. – Если в колхозе люди работали за трудодни, то здесь платили зарплату. Поэтому в Отрадное из окрестных деревень все стремились перебраться.

- Тогда в Сибирь всех посылали, — добавляет Анна Ивановна. – Надо же было кому-то целинные земли осваивать. Многих даже без объяснения причины отправляли сюда. Коренных сибиряков было мало, зато переселенцев пруд пруди. В нашей деревне латыши жили, калмыки, немцы – много разных национальностей…

Василий доучился в школе до седьмого класса и пошел работать. Сорняки на полях пололи вручную, по 300 гектаров в день обрабатывали. А ребята постарше да покрепче в лесу дрова заготавливали. Дровами отап­ливали и дома, и бани, и школу, и клуб, и сельскую больницу. Так что требовалось их очень большое количество, и пилили все ручными пилами.

Летом 1956 года Василий Капко уже работал на сеялке, а осенью того же года поступил в профтехучилище совхоза «Элита» на механизатора. Через год уже и за С-80 сел, самый большой в то время трактор.

- В шестидесятом году пересел я за руль нового ДТ-54 и еще супругу приобрел, — с улыбкой говорит Василий Иванович.

Своими руками творили судьбу

- Я его и заприметила благодаря трактору, — с теплотой отзывается жена. – Очень уж умело управлял машиной, завидный был жених. И настойчивый. Раз проводил, два проводил, я и подумала: зачем мне еще кто-то?

- К Анне намерения мои сразу серьезные были, — высказал свою позицию и глава семьи. – Заботливая труженица. Лучшую жену, чем она, не сыскать.

Молодые люди давно заочно знали друг друга, а поводом признаться в своих чувствах послужила свадьба сестры девушки. Три года дружили, а расписываться пошли уже когда первенец – Коля – родился.

- Работали же тогда целыми днями, некогда было о свадьбах да гулянках думать, — рассказывает Анна Ивановна. – Поняли, что не можем друг без друга, сошлись, пожили полгода. И как-то раз муж за камышом собрался ехать в Москаленский, тогда дома камышитовые строили. Вот и я за ним увязалась, записали ребенка, за одним и сами расписались.

- Раньше ведь не было такого, как сейчас, чтобы машину нанять, и автобусы не ходили, — объясняет дед Василий. – Потому никто не жаловался, что так далеко приходится идти пешком, это считалось нормальным. Из Марьяновки в Отрадное я ходил часто. Три часа вдоль железнодорожных путей до Пикетного, потом по проселочной дороге – и на месте. Хорошо если кто деревенский на коне по пути встретится – захватит.

Отрадное в те годы было густо заселено, рабочих рук в совхозе даже не хватало. Анна Капко с 1956 года работала на току, доила коров, ухаживала за телятами. Все тогда делалось вручную – доили, таскали корм в ведрах и на коромысле, чистили коровники.

- Все люди нашего поколения начинали работать лет с десяти, — добавляет Василий Иванович. – Тех, кто школу едва окончит – сразу отправляли на работу. А ее хватало всегда: то склады белили, дезинфекцию проводили, то ток скоблили. На разгрузках и погрузках много людей было задействовано. Если сравнить с настоящим временем – даже удивительно. Например, на одном комбайне в годы нашей молодости работали пять или шесть человек: тракторист, старший комбайнер, помощник комбайнера и два копнильщика. Нынче таких профессий-то уже нет, всю работу на комбайне один человек выполняет. И еще пример: современный КамАЗ сразу везет тридцать тонн зерна, а в наше время возили полуторками, грузоподъемность которых две тонны составляла. Вот потому и столько народу требовалось на сельхозработах. Более трех сотен рабочих в деревне было, а нынче-то поди и тридцати не насчитать. И без работы никто не болтался. Если и появится тунеядец – его быстренько в бригаду пристроят и дадут понять, что никто за него работу не сделает.

Рассказал Василий Иванович и о том, какие сабантуи организовывал совхоз по окончании посевной. Такие мероприятия не воспринимались, как обычный повод выпить и погулять. Это был настоящий праздник для всех, кто денно и нощно отдавал себя труду, славный день, объединявший сельчан общей радостью.

В молодости Василий Капко был комсоргом. Помнит он, как учил его тогдашний секретарь райкома комсомола Гурьев, что перед выступлением на собрании надо убедиться, что сам своего голоса не боишься. Голос у Василия Ивановича и до сих пор зычный, командный, но от выходов на трибуну он постоянно отмахивался.

- Руководитель не должен жалеть никого, а мне всегда людей было жалко. Помню, когда перед пенсией работал пару лет управляющим. Тогда совхоз возглавлял Николай Михайлович Серебряков. Так вот, один работник как-то раз с вечера выпил лишнего и утром не вышел на работу. Я же решил его не наказывать, человек ведь хороший, трудяга. Мало ли, какая беда у него стряслась, надо выяснить, может, чем помочь, а потом уже думать о наказании.

Так и строилась жизнь…

Кстати сказать, отношения в этой семье складываются по тому же принципу. Все доверяли друг другу, каждый знал, где в доме лежат еда и деньги, а если что-то не нравится – говорили прямо и открыто, вместе искали решение проблемы.

- Дома скотину держали, всегда у нас были две коровы, — продолжает рассказ А. И. Капко. – Четверых детей надо было поднимать. Вот придешь с работы – и дома управляешься по хозяйству до поздней ночи, пока все не переделаешь. В 1966-м году мамы не стало, и дети одни дома оставались. Старшие делали все – и корову подоят, и полы помоют. Еще и на работу ко мне приходили помогать. А придем с работы – они и утку выпотрошат, и суп сварят.

Глядя на мать с отцом, и дети выросли трудолюбивыми, легко и спокойно проложили себе дорогу в жизни. Сын Николай живет сейчас в Новосибирске, Сергей и Юрий – в Омске, а дочь Наталья – в Любино. У юбиляров одиннадцать внуков и пять правнуков.

С работы Анне Ивановне пришлось уйти в 1977 году, когда тяжело заболел супруг. С тех пор все время посвятила она уходу за ним. До сих пор, как и в молодости, для мужа эта женщина все готова сделать, лишь бы ему было хорошо и спокойно рядом с ней. Собирает травы и заваривает лечебное питье, старается угодить и на кухне. Бывает, пойдет в магазин, немного постоит с соседкой, обменяется новостями – и снова спешит домой.

- Если мы друг о друге не будем беспокоиться, за нас никто больше так переживать не станет, — уверена Анна Ивановна. — Ведь мы всю жизнь все делали вместе. Не было так, чтоб кто-то один пошел работать, а другой отдыхал. Это нынче вот на пенсии можем на диване посидеть вместе, а раньше некогда отдыхать было. Пока дает Бог жить – живем, — улыбается она. – Радуемся, когда дети приезжают. Вот вчера дочь с внучкой приехали, весь дом побелили. Стоит дом с шестидесятых годов, дети все наши в нем выросли.

- Это нынешние дома из чего только не строят, тут тебе и кирпич, и бетон, и пластиком обшивают, — подмечает Василий Иванович. – А в дни нашей молодости пласты из земли вместе с травой на специальном станке вырезали – пласторез он назывался. И глину руками месили. А когда построили уже этот дом – все очень удивлялись, мол, куда нам такие хоромы!

Конечно, по современным меркам, небольшой домик бабы Нюши и деда Васи на хоромы никак не тянет, но душевным теплом дышит тут каждый уголок.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

17