Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

19.04.2019 09:25 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15 от 19.04.2019 г.

Вдыхая душу в материал

Автор: Елена ВЛАДИМИРОВА. Фото автора.

Занятия у А. П. Колесова приносят ребятам не только радость, но и полезные навыки.

О мастерстве художника и мастера прикладного искусства Александра Колесова наслышаны не только в нашем районе, но и за его пределами. Несколько поколений его учеников обучаются живописи и графике, а еще премудростям резьбы по дереву. Этот год стал не менее плодотворным в плане творческого роста и для самого умельца, и для его учеников.

Областная выставка-конкурс декоративно-прикладного искусства «Возрождение», в которой в этом году впервые поучаствовали ученики Александра Прокопьевича Виталий Черняев и Иван Аликин, стала для них не просто выходом на более высокий уровень демонстрации своих способностей. Работы ребят получили высокую оценку известных педагогов, художников и искусствоведов области и результатом этого серьезного дебюта для обоих юношей стало первое место в конкурсе.

Вместе с детьми профессионально растет и сам педагог. И многолетний опыт работы с привычным материалом, а также природный дар, заложенный с детства, как он считает, не предел для совершенства. В этом году он прошел курс повышения квалификации с участием одного из ведущих деятелей искусства культурной столицы нашей страны – Санкт-Петербурга, руководителя государственного академического художественного лицея имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств Татьяны Мищенко.

Но самое ценное, как признались Иван и Виталий, из того, что преподает им Александр Прокопьевич на занятиях, — это его собственное восприятие творчества, почерпнутое из далекого детства, из пятидесятых годов. В те времена его дедушка мастерил мебель и даже ткацкие станки. Мастерских по ремонту обуви, мебели и другой домашней утвари тогда не открывали, потому инструменты водились в каждом доме, и в любой деревне был свой плотник, шорник, кузнец или бондарь. Детство той поры у ребятишек проходило весело и с пользой. Родители что-то дома мастерили, а дети крутились рядом, и любопытные их глаза улавливали каждое движение. Из обычного прутика можно было легко вырезать свис­тульку, а на рыбалку ходили с самодельными «мордушками», сплетенными из ивовой лозы. Вот и Александр начал резать по дереву еще раньше, чем ходить в школу. По его воспоминаниям, и инструменты тогда были более надежными и качественными, ломались реже.

- Вот поглядите и увидите невооруженным глазом, чем отличаются изделия ручной работы от серийных предметов фабричного производства, — Колесов берет в руки одну из резных разделочных досок, изготовленных его учениками. – Цель разная. Задача фабрик – произвести и продать как можно больше изделий, а каждый мастер, когда вручную ножичком вырезает узоры, обдумывая каждый завиток, каждую воплощенную мысль, надеется, что изделие будет жить, именно жить…

А началось все с... пистолета! Того самого, сделанного из доски, с натянутой бельевой резинкой, его заряжали и стреляли горохом. Помнит Александр Колесов, как мальчишки постарше принесли такой пистолет в школу. А в те времена игрушечного оружия на прилавках магазинов не было, так что изготовить такую игрушку самому было единственным вариантом ее заиметь у себя. И маленький Саша тайно нашел досочку, взял ножовку, нарисовал, выпилил, обработал напильником неровности и шероховатости. Дырочку в стволе проковырял сапожным шилом, взятым у отца. Так вот, когда Саша гордо продемонстрировал сделанный им пистолет товарищам в классе, те ему не поверили. Но и он не стал настаивать, готовый при случае сказать, что игрушка не его, лишь бы не ругалась учительница, и удалось подольше поиграть.

Вторая волна вдохновения посетила юного Александра в пик популярности художественного фильма «Мамлюк». Сабли в точнос­ти, как у героев кинокартины, с причудливыми узорами на ручках, он вырезал из дерева для себя и своих друзей. И в благодарность за это все ребята собрали по копеечке из своих сбережений и купили ему отличный ножик для работы.

В Омском пединституте, куда Александр Прокопьевич поступил учиться после школы, прикладное искусство было одной из любимых его дисциплин. Назывался предмет «Художественная обработка материалов». С заданиями студент справлялся всегда на «отлично», быстро овладевая различными техниками. А на каникулах, которые он проводил в доме у бабушки, большой интерес вызвала хохломская роспись. Витиеватые узоры терпеливо возникали под рукой, а материал сам собой будто подсказывал, как лучше с ним работать. И сегодня резные ковши, ендовы и братины, вырезанные им из цельных кусков дерева, каждый год можно увидеть на выставке «Марьяновская палитра».

Опыт и знания, переданные учителем, воплотил и Иван Аликин в своей утице. Это не обычный деревянный ковш, а старорусский предмет кухонной утвари, который считался украшением любого праздничного стола на Руси. И именно это изделие принесло Ивану победу в областном конкурсе прикладного творчества.

Ваня пришел в Детскую школу искусств еще в первом классе, параллельно посещал занятия в одном из объединений Центра детского творчества, где лепили из глины, теста. В классе А. П. Колесова он занимается уже девятый год, изу­чая живопись, графику, а резьбу по дереву любит особенно.

На вопрос, сколько же времени нужно, чтобы из куска дерева вышел рукотворный шедевр, Ваня отвечает со знанием дела:

- Сначала нужно дерево хорошо просушить. Ведь и балалайка, изготовленная из тщательно высушенного дерева, звучит иначе.

- И Страдивари ведь делал свою скрипку подобным образом, — дополняет Александр Прокопьевич своего ученика. – В старые добрые времена, бывало, и по три года дереву нужно было сохнуть прежде чем стать полезной вещью в доме. Да и помимо самого процесса изготовления той же утицы, ее нужно тщательно отполировать, покрыть специальным составом.

Рассказали ребята и о том, что привело их в мастерскую Александра Прокопьевича и заставило остаться. По признанию Ивана, его буквально заворожило то, как мас­тер ловко владеет инструментом, и из-под топора и ножа выходят чудесные творения. Вдохновленный увиденным, Ваня поставил себе цель научиться этому, начинал с палочек, и в скором времени буквально за час выстрогал деревянную ложку.

Работа по дереву всегда спорилась в руках и у Ваниного дедушки, который всю жизнь работал плотником и прорабом на стройке. Всегда нравилось любознательному парнишке смотреть, как дед выпиливает уголки, помогать. А сегодня Иван уже владеет искусством вырезать на изделиях узоры различной сложности. Как говорит он сам, приобрел и нужные навыки для жизни, например, как правильно заточить нож.

А Виталий Черняев пришел сюда сначала просто потому, что любил рисовать, а потом уже вслед за Иваном попробовал резать по дереву, и это стало его любимым занятием.

Занимаясь прикладным искусством, ребята стараются извлечь из этого и максимум пользы. Дома на кухне у их мам красуются резные разделочные досочки, ложки, лопатки, которые с любовью и старанием изготовили их сыновья. И прислушиваются к своему учителю, который говорит, что чутье художника, живущее в каждом из них, может помочь им и в выборе будущих профессий: стилист, дизайнер, инженер и даже врач-хирург. Уже не говоря о творческих профессиях, которым обучают на художественно-графическом факультете Омского педуниверситета.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

15