Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

01.08.2018 14:29 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 03.08.2018 г.

Дороги нужны для людей, а не для отчетов

На Экспертном совете шел обстоятельный разговор о реновации дорожной сети Омской области.

Наверное, нет ни одного региона в России, кроме Москвы и Питера, где бы ни считали, что здесь самые плохие дороги. Наша область, конечно, не исключение. По данным соцопросов, качество дорог омичи ставят на третье место в списке наиболее злободневных проблем (на первом — уровень зарплаты). Однако в течение последних трех лет качество дорог в области пусть и медленно, но все же стало улучшаться. Стали выделяться деньги. Насколько грамотно они осваиваются? Что нужно сделать, чтобы улучшить качество ремонта дорог?

Об этом шла речь на заседании Экспертного совета при областном Правительстве. В его работе приняли участие ведущие специалисты в сфере дорожного контроля, ремонта и строительства, руководители областного министерства транспорта, представители общественных организаций, жители Омска и области. Цель Экспертного совета – разработать рекомендации для выполнения в области майского указа Президента РФ №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» и сформировать отраслевую программу развития с учетом предложений широкой общественности. Такую задачу перед министерством поставил глава региона Александр Бурков.

Не дороги, а направления

Когда мы проезжаем по разбитой дороге, нам неважно, что где-то рядом дорога отремонтирована, неважно, сколько денег выделяется на ремонт. Важно, чтобы именно эта дорога, по которой мы передвигаемся, была в нормальном состоянии. И тем не менее, чтобы мнение о состоянии омских дорог было объективным, было бы неплохо знать несколько цифр. Например, общая протяженность всех дорог области составляет более 23 тысяч километров. Больше половины земного экватора. И большая часть из них, а именно 64 процента, находятся в ненормативном состоянии. А между тем, в майском указе Президента ставится задача в ближайшие 6 лет привести в соответствие нормам 50 процентов дорог в регионах. В областных центрах хороших дорог должно быть не менее 85 процентов. А уровень смертности на дорогах к 2024 году должен быть снижен в 3,5 раза в сравнении с нынешним показателем. Выполнимы ли эти задачи в Омской области?

Возможности есть, но чего-то не хватает?

На заседании Экспертного совета прозвучало мнение о том, что Омская область обладает всеми необходимыми ресурсами для качественного строительства и ремонта дорог. Есть современная техника, есть технологии для качественной работы. И даже есть деньги, что по нынешним временам явление редкое. В этом году на финансирование всей дорожной деятельности в регионе запланировано более 7,5 млрд. рублей. Но почему-то опыт прошлых лет показывает, что не деньги решают все.

В прошлом году 1 млрд. оказался неосвоенным. Пришлось вернуть их в федеральный бюджет. Да еще и штраф заплатить. Глава региона Александр Бурков уже неоднократно приводил этот факт как пример бесхозяйственности и административного разгильдяйства, которое при новом руководстве областью будет недопустимо. Так почему же деньги не осваиваются, а отремонтированные дороги после зимы приходят в негодность?

Ответы на эти вопросы прозвучали в ходе Экспертного совета. По общему мнению специалистов, торги на проведение работ нужно проводить загодя. Чтобы подрядчик мог подготовиться и еще зимой имел возможность планировать свою работу. А у нас как бывало? Торги – в конце весны, деньги – в конце лета, асфальт— в лужи осенью. Следующей весной дорогу опять ремонтировать нужно. И вроде бы как никто не виноват.

Участники Экспертного совета подробно говорили о необходимости изменения законодательства. По существующему ФЗ № 44 в торгах на проведение работ побеждает тот, кто обещает сделать дешевле. Вроде бы все правильно. Но дешево — не всегда хорошо. Нередко бывает так, что недобросовестный дорожник предлагает цену ниже нижнего. И может получиться так, что его конкуренты, которые в своей практике соблюдают технологии и платят налоги, с торгов снимаются. А победитель сделает все кое-как и поминай как звали. Дорога через год разрушится. Получается, что экономим рубль, а потом вынуждены платить два. И кому нужна такая экономия? Это одна из причин, по которой многие ДРСУ области обанкротились или еле сводят концы с концами. Необходимо, чтобы в техзадании на торги сразу была определена нужная для данной дороги технология, отталкиваясь от которой выигрывает тот подрядчик, который способен соблюдая технологию, произвести дорожные работы за оговоренную цену с требуемым качеством.

На заседании Экспертного совета отмечалось, что за последние три года было построено и отремонтировано в три раза больше дорог, чем за предыдущие 10 лет. Для жителей областного центра эти изменения гораздо более заметны, чем на селе. И у селян возникает чувство ущемленности. Они считают, что «их дорога» так и простоит без внимания властей, и никому до их проблем дела нет. Мнение распространенное. Действительно, в первые три года реализации федеральной программы «Безопасные и качественные дороги России» городам было уделено больше внимания. Но ситуация меняется. К примеру, в этом году расходы на ремонт и реконструкцию сельских дорог в нашей области вырастут практически вдвое – с 828 млн. до 1 млрд. 540 млн. Понятно, что этих денег на все сельские дороги не хватит. Но программа рассчитана минимум еще на четыре года.

Из логики указа Президента вытекает, что к осени будет представлен новый национальный проект, в рамках которого будут улучшаться дороги. И очень важно, чтобы планы ремонтов доводились до каждого жителя. Согласитесь, если вы знаете, что нужная вам дорога обязательно будет отремонтирована в следующем году, то ямы на ней будут вас раздражать чуть меньше.

Был также поставлен вопрос о необходимости проведения инвентаризации всех дорог области. Чтобы определить принадлежность бесхозных дорог и решить, какие из них нуждаются в ремонте в первую очередь. Об этом начинался разговор еще 14 июня на форуме «Моя малая Родина», на котором местным депутатам и самим жителям предложили активнее включаться в процесс формирования программы развития и выбирать приоритеты на местах. Результатом инвентаризации станет создание актуальной дорожной карты области, чтобы жители могли самостоя­тельно узнавать на интернет-портале как о планируемых, так и о ремонтируемых участках дорог.

Главное — контроль

По итогам работы Экспертного совета были предложены рекомендации для отраслевой программы развития с последующим включением в программу социально-экономического развития Омской области до 2024г. Особое внимание в рекомендациях уделяется проблемам, решение которых позволит строить и ремонтировать дороги более эффективно и качественно. В частности, предлагается составлять условия конкурсов на проведение работ таким образом, чтобы в них включалось не только дорожное полотно, но и инфраструктура — тротуары, освещение, ливневая канализация. В отличие от прошлых лет, нормативная база сегодня позволяет это делать. Эксперты предлагают проводить диаг­ностику дорог перед назначением технологии ремонта. Чтобы «больная» дорога получила от подрядчика работ нужные «лекарства», обоснованные диагностикой технологии и материалы, которые позволят дороге прослужить дольше.

Предлагается использовать при ремонте местные материалы и отходы местной промышленности. В соответствии с технологиями, разработанными учеными СибАДИ, это будет гораздо дешевле и качественнее. И, пожалуй, самое главное — необходимо запускать механизм общественного контроля за качеством работ. Именно на это обращает особое внимание глава региона Александр Бурков. Это основное условие для того, чтобы омские дороги стали более качественными и безопасными. И чтобы качество было видно не из отчетов чиновников, а из окна автомобиля или маршрутного автобуса. Оценка качества ремонтов общественными контролерами в Омске уже проводится, теперь пришло время организовать эту работу и на дорогах области.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

6