Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

07.04.2017 09:11 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Горячая линия» Росреестра

Автор: Горячую линию провела и подготовила материалы Шевелёва О. Н
главный специалист-эксперт межмуниципального Исилькульского отдела.

28 марта  2017 г. для жителей Марьяновского района Омской области была проведена «прямая линия», в ходе которой сотрудники межмуниципального Исилькульского отдела Управления Росреестра по Омской области ответили на вопросы, касающиеся государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в рамках Федерального закона от 13.07.2015 г № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о госрегистрации).

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ГОСРЕГИСТРАЦИИ ПРАВ (ДОГОВОРОВ) НА НЕДВИЖИМОСТЬ

Для госрегистрации недвижимости к заявлению прилагаются:

1) документы, подтверждающие полномочия и личность представителя (директора)

2) правоустанавливающие документы

3) иные установленные законом документы

4) документы, представляемые по собственному желанию

Документы должны соответствовать общим требованиям

Если комплект документов неполный или они не соответствуют установленным требованиям, то госрегистрация будет приостановлена. Если замечания не будут устранены в срок приостановления, в госрегистрации будет отказано.

Доверенность и иные документы, удостоверяющие полномочия и личность представителя (директора)

Такими документами являются:

1. Нотариально удостоверенная доверенность, если документы подаются представителем организации (ч. 4 ст. 15, пп. 1 ч. 4, п. 1 ч. 12 ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости, п. 1 ст. 185.1 ГК РФ);

2. Документ, подтверждающий полномочия руководителя, если документы представляет лицо, действующее от имени организации без доверенности (ч. 9 ст. 18 указанного Закона). Такими документами могут быть, например: 

Кто подает документы на госрегистрацию недвижимости

Документы, подтверждающие полномочия

Директор ООО

Протокол общего собрания участников ООО об избрании директора ООО (п. 6 ст. 37, п. 1 ст. 40 Закона об ООО)

Директор АО

Протокол общего собрания акционеров (ст. 63, п. 3 ст. 69 Закона об АО)

Руководитель государственного (муниципального) унитарного предприятия

Приказ о назначении руководителя государственного, муниципального унитарного предприятия (пп. 7 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях)

3. Документ, удостоверяющий личность представителя (директора).

По общему правилу таким документом является паспорт гражданина РФ (п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828).

Необходимость представить (предъявить) такой документ следует из пп. 4 ч. 12, ч. 15 ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости. Это требуется, если документы на госрегистрацию:

- подаются лично. Если такой документ не предъявлен, в приеме документов будет отказано (ч. 15 ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости);

- направляются почтой. В данном случае нужно приложить копию документа, удостоверяющего личность представителя организации (пп. 4 ч. 12 ст. 18 названного Закона). Так как требования к такой копии законодательно не установлены, ее можно направить в виде простой ксерокопии.

Правоустанавливающие документы

Такие документы являются основанием для проведения госрегистрации прав (договоров) на недвижимость. Их перечень, в том числе и для земельных участков, приведен в ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости, а для отдельных видов прав и объектов недвижимости — в гл. 6 названного Закона. Например, к ним относятся:

Ситуация

Документы, являющиеся основанием для госрегистрации

Регистрация перехода права при покупке (продаже) недвижимости

Договор купли-продажи (п. 2 ч. 2 ст. 14

Закона о госрегистрации недвижимости)

Передача недвижимости в аренду

Договор аренды (п. 2 ч. 2 ст. 14 названного Закона)

Регистрация права на недвижимость, установленного судебным актом

Судебный акт, вступивший в законную силу (п. 5 ч. 2 ст. 14 указанного Закона)

Регистрация права на недвижимость при реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения

1. Решение учредителей (участников) юридического лица или его уполномоченного органа о разделении (выделении).

2. Передаточный акт.

Это следует из п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона о госрегистрации недвижимости, п. 1 ст. 57, п. п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ

Регистрация права на созданное здание, сооружение (за исключением случаев, когда не требуется разрешение на строительство)

1. Разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию <1>.

2. Правоустанавливающий документ на земельный участок под объектом (например, акт о предоставлении земельного участка, договор аренды).

На это указано в ч. 10 ст. 40 названного Закона

 <1> По общему правилу такое разрешение выдается органами госвласти или органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ). Следовательно, оно находится в распоряжении этих органов и Росреестр может получить его в порядке межведомственного взаимодействия. Заявитель вправе предоставить такой документ по собственной инициативе (ч. 6 ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости).

Правоустанавливающие документы должны содержать описание недвижимости и, если иное не установлено законом, вид регистрируемого права (ч. 1 ст. 21 Закона о госрегистрации недвижимости).

Кроме того, такие документы должны быть (ч. 1 ст. 21 названного Закона):

1) нотариально удостоверены.

В обязательном порядке нотариально удостоверяются, например:

- любая сделка, если документы направляются на регистрацию почтой (пп. 2 ч. 12 ст. 18 указанного Закона).

При этом если договор подписан представителем, то нотариально удостоверена также должна быть доверенность, подтверждающая его полномочия (пп. 3 ч. 12 ст. 18 указанного Закона). Такое правило применяется в случаях, когда регистрации подлежит как сама сделка, так и право (ограничение права, обременение имущества) на ее основании;

- договор продажи долей в праве общей долевой собственности (ч. 1 ст. 42 Закона о госрегистрации недвижимости). Исключение составляют сделки по отчуждению земельных долей, а также связанные с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав такого фонда;

2) заверены печатями (при их наличии — п. 7 ст. 2 Закона об АО, п. 5 ст. 2 Закона об ООО);

3) надлежащим образом подписаны сторонами или должностными лицами, определенными законодательством.

Другие документы, необходимые для госрегистрации недвижимости

В отдельных случаях заявитель должен также представить иные документы, которые предусмотрены Законом о госрегистрации недвижимости и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (п. 3 ч. 4 ст. 18 указанного Закона).

К ним относится, например, справка о полной (частичной) уплате цены договора участия в долевом строительстве. В ней определяются размеры и сроки внесения платежей при уступке права требования по данному договору (пп. 2 ч. 10 ст. 48 названного Закона).

Эту справку выдает застройщик либо банк, через который осуществлялись такие платежи.

Документы, которые заявитель представляет по собственной инициативе

Заявитель по своей инициативе может подать документы, которые Росреестр получает в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 6 ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости). К ним относятся, например:

- документ об уплате госпошлины (ч. 7 ст. 18 Закона о госрегистрации недвижимости).

Уплата госпошлины может подтверждаться с помощью Государственной информационной системы (п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Но если сведения в системе отсутствуют и документ об уплате заявителем не представлен, то документы будут возвращены без рассмотрения (п. 3 ст. 25 Закона о госрегистрации недвижимости). Поэтому рекомендуем представлять документ об уплате госпошлины по собственной инициативе;

- учредительные документы (ч. 9 ст. 18 названного Закона).

Такие документы могут быть представлены как в подлиннике, так и в виде нотариально заверенной копии. Также копию учредительных документов может заверить руководитель организации с проставлением печати (при ее наличии);

- выписка из ЕГРЮЛ. Например, при погашении записи об ипотеке, если организация-залогодержатель ликвидирована (ч. 14 ст. 53 указанного Закона).

Отметим, что при совершении ООО или АО крупной сделки с недвижимостью требуется согласие компетентного органа организации (п. 1 ст. 79 Закона об АО, п. 3 ст. 46 Закона об ООО). Документ, подтверждающий такое согласие, не включен в перечень обязательных и необходимых для госрегистрации. Однако, если он не будет представлен, право (договор) будет зарегистрировано, но в реестр будет внесена запись о том, что сделка совершена без необходимого на то согласия (пп. 4 ч. 3 ст. 9, ч. 5 ст. 38 Закона о госрегистрации недвижимости). Во избежание рисков при совершении последующих сделок с недвижимостью целесообразно представить этот документ.

Общие требования к представляемым документам

Требования к документам, представляемым для госрегистрации прав на недвижимость, предусмотрены в ст. 21 Закона о госрегистрации недвижимости. В частности, тексты документов на бумажном носителе должны быть написаны разборчиво, наименование организации приводится полностью (без сокращений) с указанием места ее нахождения (ч. 2 ст. 21 названного Закона).

Отметим, что без рассмотрения возвращаются следующие документы (п. 2 ст. 25 указанного Закона):

- исполненные карандашом;

- имеющие подчистки, приписки, зачеркнутые слова и другие неоговоренные исправления;

- с серьезными повреждениями, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.

Документы представляются в следующем количестве (ч. 3, 5 ст. 21 Закона о госрегистрации недвижимости):

- не менее двух подлинников договора, являющегося основанием для госрегистрации, если сделка совершена в простой письменной форме;

- не менее одного подлинника договора, являющегося основанием для госрегистрации, и его копии, если регистрируется нотариально удостоверенная сделка или ранее возникшее право;

- один экземпляр копии акта госоргана, органа местного самоуправления, судебного акта, если право установлено этим актом;

- не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником, — все иные документы.

Особые требования предъявляются к документам, направляемым в электронном виде. Такие документы представляются (ч. 7 ст. 21 Закона о госрегистрации недвижимости):

1) в форме электронного документа, если такой документ на бумажном носителе должен представляться в подлиннике (один из экземпляров должен быть подлинником), в том числе если они нотариально удостоверены.

Такие документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц, сторон договора или установленных законодательством должностных лиц (ч. 8 ст. 21 Закона о госрегистрации недвижимости);

2) электронного образа документа, если документ в бумажном виде представляется в виде копии (без представления подлинника). Такие документы могут быть представлены и в форме электронного документа.

При представлении электронного образа документа необходима усиленная квалифицированная электронная подпись лица, которое подписывает такие документы в бумажном виде или которое уполномочено заверять их копии (ч. 9 ст. 21 Закона о госрегистрации недвижимости).

Формат представления таких документов указан в п. 9 Порядка, приведенного в Приложении N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883. При несоответствии установленному формату документы возвращаются без рассмотрения (п. 1 ст. 25 Закона о госрегистрации недвижимости).

Сформированный для госрегистрации комплект электронных документов и образов документов нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (ч. 10 ст. 21 названного Закона).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

23