Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

09.02.2022 11:58 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 11.02.2022 г.

Секрет счастливого долголетия

Автор: Елена ДРАЙЗЕР. Фото автора.

раскрыли супруги Романовы – старожилы села Уютное. Алексей Егорович более тридцати лет отдал труду в сельском хозяйстве и 12 февраля встретит свое 85-летие. С Людмилой Николаевной – ветераном педагогического труда – они женаты почти 60 лет.

Родом из военного детства

Алексей был девятым из десятерых детей своих отца и матери, вырастивших девять сыновей и дочь. Ранние годы детства он помнит из рассказов родителей и старших братьев:

- Родители мои жили сначала в Тюкалинском районе. Семья была большая, и скотину, конечно, держали. Вот и пригрозили им раскулачиванием, посчитали зажиточными, коли и корова у нас была, и лошадь. Пришлось собираться и уходить. Остановились поначалу в Курганке, где я и родился. Потом перебрались в хуторок Ракитный близ Овцевода. А между Грибановкой и Ракитным построили тогда кирпичный завод, где требовались рабочие руки. Там работали отец и старшие братья, мама занималась домашним хозяйством. А в сорок первом война началась, всех рабочих забрали на фронт, остались только женщины…

Отцу Алексея Егоровича – участнику Первой мировой войны — тогда уже за пятьдесят было. Он навидался ужасов на фронте, даже у неприятеля в плену побывал. В 1941-м году его, как единственного кормильца большого семейства, оставили в тылу. А на войну призвали троих старших братьев.

Теперь в живых из всего семейства Романовых остались лишь Алексей Егорович да его брат Павел Егорович, тремя годами старше, ныне проживающий с супругой в поселке Марьяновский.

Как и многие подростки в послевоенные годы, Алексей Романов ходил в школу пешком за несколько километров в Овцевод. Повезло семье, что отец был искусным сапожником, шил верхнюю одежду, даже сам ткал полотно, подшивал валенки, а по ночам сторожил овец. Нехитрой, но добротной обуви и одежды детям хватало. Да и жители окрестных деревушек все ходили к нему за новыми сапогами.

Работать в совхозе Алексей стал еще подростком, лет в четырнадцать, окончив всего пять классов. А в шестнадцать уже получил трудовую книжку. В 1956 году его призвали в армию, и три года он служил в Германии, демобилизовался в звании сержанта. Вернувшись обнаружил, что хутор Ракитный покинули все жители, лишь в домике его пожилых родителей горел свет.

- У отца было больное сердце, он уже почти не ходил, — вспоминает Алексей Егорович. – И мать уже совсем была слабая. Работу у меня найти долго не получалось, и тогда я поступил в Усовское профтехучилище на тракториста. Ходил туда из Ракитного пешком и зимой, и летом. А через год, как окончил учебу, сразу взяли меня на третье отделение госплемзавода «Марьяновский».

К началу шестидесятых годов хутор Ракитный прекратил свое существование, как и другие маленькие деревни, которых нынче не найти на карте Марьяновского района. Тогда и поселился Алексей Романов в Уютном, забрав с собой престарелых родителей. А осенью того же года он познакомился с будущей женой – молодой учительницей начальных классов, приехавшей из Марьяновки.

Вместе с матерью, братом и сестрами, самой младшей из которых был всего месяц от роду, когда началась война, в годовалом возрасте Людмила Николаевна была эвакуирована из Ленинградской области.

- Нас в семье пятеро было, — вспоминает она. – Родилась я в Чудово, потом мы жили еще в Малой Бишуе, недалеко от Ленинграда. Попадали и под бомбежки… Мама рассказывала, что в Сибирь привезли меня немую. Отец там остался, а нас эвакуировали. Сначала привезли в Большеречье, а затем – в Марьяновку. Приютила нас семья Наумовых, жили мы в их доме на улице МПС. У них было четверо детей, все примерно наши ровесники. Одна из дочерей — Галина Александровна Маханькова – сегодня Почетный житель Марьяновского района.

С Наумовыми они долго жили одной большой семьей. Многих эвакуированных тогда принимали у себя марьяновцы, старались помочь, чем могли. Люди понимали, как бы трудно ни жилось в тылу, там, где гремит вой­на, намного труднее и страшнее. И в памяти Алексея Егоровича остались такие эпизоды:

- Помню, в Ракитный привезли однажды калмыков на большой грузовой машине, семей пять или шесть. Высадили на поляне, мы с соседями их и забрали по домам.

- А в Марьяновке в те годы было много латышей, — добавляет Людмила Николаевна. – Их как репрессированных сюда выселяли.

Вот и ее мать после войны планировала вернуться домой, но жизнь сложилась иначе. На первые послевоенные годы пришелся страшный разгул преступности в стране. В 1946-м году отца убили бандиты, и ехать стало не к кому.

- Мама пошла работать на водокачку. Старшему брату было тогда уже четырнадцать лет, и отец его друга пристроил его на проходную элеватора. А после работы вечернюю школу посещал, — продолжает вспоминать Людмила Николаевна. – Конечно, трудности были… Одежды на всех не хватало. Но в школу ходили всегда чистые и опрятные, обувь, бывало, носили по очереди. Пенсия по потере кормильца была маленькая.

Работать Людмила пошла в четырнадцать лет. На каникулах зарабатывала себе на тет­радки и школьную форму, и это было обычным делом для всех подростков в послевоенное время. Участвовала в строительстве склада заготзерно. Затем устроилась на кирпичный завод в Курганке, где, по ее словам, было немного легче, чем на стройке, где приходилось долбить тяжелым ломом землю. Хотя и возить тяжелый сырой кирпич, грузить его в печь для обжига, а потом отвозить на склад молодым ребятам было нелегко.

- Бывало, вагонетка слетит с рельсов, и мы вчетвером сгрузим с нее кирпичи, если невмоготу. А когда и подымем – и дальше едем, — рассказывает она.

Уже в старших классах дети подрабатывали на прополке лесополосы, помогали колхозникам на ферме. Платили, говорит, по тем временам хорошо, но и отработать нужно было полный восьмичасовой рабочий день. Окончив школу, Людмила работала в закройном цехе Марьяновского промкомбината, где был налажен массовый пошив одежды. А отработавшим два года давалась возможность вне конкурса поступить учиться дальше. Вот так и стала Людмила студенткой Омского педучилища.

Свела судьба в Уютном

- Я всегда была в центре общественной жизни: и комсоргом, и в самодеятельности участвовала. С агитбригадой не раз ездила во время посевной и уборочной. Потому и решила учителем стать, — объясняет свой жизненный выбор теперь уже ветеран педагогического труда. – Практику в Марьяновке проходила, как раз, когда заведующим районным отделом народного образования был Тишков. Он и направил меня в Уютное.

Познакомились будущие супруги Романовы на празднике годовщины Октябрьской революции. После концерта в сельском клубе, как и водится, парни гурьбой пошли провожать девушек до дома.

- Видимо, меня она искала, потому и приехала сюда, — шутит Алексей Егорович. — А я был завклубом и библиотекарем на общественных началах, а еще секретарем комсомольской организации. – Тогда и концерты большие ставили, ездили и по деревням на конкурсы разные. В этом и нашли, наверное, общий интерес с женой. Ну и приглянулись друг другу, конечно, сразу.

Через год сыграли свадьбу. «Свадьба была скромная. У меня было хорошее, но самое обыкновенное платье. Поехали в Овцевод, чтобы зарегистрировать брак, а нас там огорошили: надо, говорят, месяц ждать. Ну и вернулись обратно в деревню, устроили вечер, вроде, как и поженились. А потом ездить регистрироваться было некогда: не было у меня свободного времени. И лишь в январе 1963 года, во время зимних каникул, смогли, наконец, расписаться», — рассказывает Людмила Николаевна.

Л. Н. Романова была школьным комсоргом. Помимо самодеятельности, молодые специалисты трудились во время уборочной, работали на зернотоку, а зимой – на снегозадержании. На заработанные деньги посещали театры в Омске. Веселым был досуг и в Уютном: клуб работал без выходных. А праздники отмечали всей деревней – и стар, и млад, собираясь на посиделках с танцами под гармонь. Жили, говорят они, все как большая, дружная семья: и русские, и немцы, и казахи, ведь в Уютное перебрались в одно время жители двух аулов, расформированных в результате укрупнения.

- Я была ответственная за елку, ведь пока школа располагалась в старом здании, утренники для учеников проходили в клубе. Там же – и вечера для молодежи. И костюмы всегда готовили сами. Помню, как в восьмидесятом встречали год Олимпиады – все были в спортивных костюмах и кедах, — вспоминает Людмила Николаевна.

Трудности их сплотили

Алексей Егорович с 1989-го года на пенсии по состоянию здоровья. Все годы после окончания Усовского училища трудился он на третьем отделении госплемзавода «Марьяновский» сначала на тракторе, затем – на комбайне. Механизатор первого класса, всегда был в передовиках, выполнял и перевыполнял нормы по уборке урожая, за что его неоднократно поощряло руководство хозяйства. Последние трудовые годы в совхозе прошли в ремонтной мастерской, где он работал механиком, а во время уборки выполнял обязанности заведующего током. Потом 18 лет до пенсии возил на машине газ в деревню, таскал тяжелые баллоны. Более сорока лет отдал ветеран труду в родном селе, до сих пор бережно хранит все грамоты, похвальные листы районного, областного и всесоюзного значения. Алексей Егорович был отмечен туристической путевкой по городам-героям и поездкой в Москву на ВДНХ в 1964 году, где вручили и бронзовую медаль этой главной сельскохозяйственной выставки страны.

Душой Людмила Николаевна открытый и искренний человек, а еще всегда любила правду и справедливость. Не раз приходилось ей отстаивать и интересы своей семьи. Например, получить квартиру в доме на два хозяина, в которой уже более сорока лет живут Романовы, удалось именно благодаря ее упорству. До 1982 года они жили и растили детей в стареньком родительском доме Романовых.

- Дом сырой был, стены мокли, книжки плесневели… И в таких условиях мы растили своих троих детей. Семь лет обивала я пороги управляющего, несколько раз делали нам ремонт, но все без толку. И только весной 1982 года обратилась в райком партии к Михаилу Борисовичу Провидошину, и в августе этого же года, по решению комиссии, дали нам эту квартиру, — рассказала она.

И в школе учительница до последних дней представляла интересы своего коллектива: когда по возрасту с нее сняли обязанности комсорга, была она председателем профкома. 36 лет проработала она в Уютнинской школе, имеет много наград. Особенно значима для нее медаль «За доблестный труд», посвященная столетию со дня рождения В. И. Ленина, заслуженная в 1970-м году.

Из старшего поколения уютнинских учителей Людмила Николаевна теперь осталась одна. Из восьми самых первых ее учеников в живых лишь один, а со своими последними выпусками – 1992 и 1995 годов она общается до сих пор, созванивается по телефону, принимает поздравления в праздники. Самая старшая она теперь и среди своих кровных родственников, да и в селе Уютное они с Алексеем Егоровичем нынче старейшие жители. У Романовых трое детей. Сын Игорь живет почти по соседству, а дочери Наталья и Елена – в Омске. Уже стали взрослыми и семеро внуков, подрастают четверо правнуков.

На сына с детства родители большие надежды возлагали, ведь ему предстояло быть добытчиком, семью содержать. Игорь Алексеевич окончил Омский сельхозинститут, много лет проработал главным инженером в Овцеводе. Дочери получили среднее образование и освоили рабочие профессии.

- А внуки у нас все будут с высшим образованием, — с гордостью говорит бабушка. – Младшая дочка Игоря скоро политехнический окончит. К нам дети и внуки приезжают часто, хорошо помогают. Я, например, уже второй год рассаду не сажу: у Наташи квартира большая, позволяет выращивать. И ухаживать за участком, огород полоть все помогают. Да и на нашу жизнь грех жаловаться: пенсия у нас с мужем неплохая, оба имеем льготы как ветераны труда федерального значения.

С сожалением вздыхают Романовы лишь о том, что деревня уже не та, что раньше. Еще в девяностые годы почти все немцы уехали на историческую Родину, многие жители подались в город, осталось много брошенных домов, молодежи мало, да и в школе на сегодня всего 47 учеников.

- Нынче не с кем даже поздороваться здесь, — сетует Алексей Егорович. – Из стариков только мы и остались…

- Районку всю жизнь выписываю, — Людмила Николаевна показывает на лежащий на столе очередной номер «Авангарда». – И в учительской работе газета всегда была под рукой, а на пенсии как еще узнать, что в районе и области происходит, как живут люди.

Попросила я пожилых супругов поделиться секретом, как же удалось прожить вместе такую трудную и долгую жизнь и сохранить душевное тепло и бережное отношение друг к другу.

- Наверное, все потому, что он больше молчит, а я больше говорю, — смеется Людмила Николаевна. – Детей я строго воспитывала. Муж хоть и не ругал их никогда, но всегда меня поддерживал. Бывало, отчитаю сына или дочерей, а он скажет, мол, маму надо слушать. А когда болел, ему моя поддержка больше всех нужна была, как уж тут спорить да ругаться, больше жалела его, как ребенка. Да и некогда было: все время занимали работа да домашнее хозяйство. Дети нам помогали всегда, лет с десяти уже были вполне самостоятельными, и дома порядок наведут, и поесть приготовят…

По дому супруги Романовы справляются сами, держат курочек, да еще дети питомца подарили – охотничью собаку по кличке Бим. Каждые выходные проходят в приятных хлопотах – гостят дети и внуки. Вот и юбилей Алексея Егоровича отпразднуют на этих выходных в кругу родных и близких.

- Всякое бывало в жизни, но трудности нас объединяли. Мы жили лучше наших родителей, наши дети живут лучше нас, ради этого мы и трудились всю жизнь, — поделились Романовы жизненной мудростью.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

41