Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

09.02.2022 12:16 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 6 от 11.02.2022 г.

Ольга ХОДЮК, председатель комитета по образованию: «Активно участвуем в нацпроекте»

Автор: Галина Тарасова. Фото автора.

Или о том, реализация каких программ обеспечивает образовательным организациям Марьяновского района высокий качественный уровень обучения детей.

- Наш сегодняшний разговор, Ольга Валерьевна, которым мы открываем страницу наступившего года в сфере образования района, предлагаю начать со значимых событий и достижений завершившегося 2021-го. Поделитесь, чем особенным он был отмечен в подведомственной для Вас структуре?

- 2021-й год… Да, здесь, безусловно, есть, о чем сказать. Вообще его можно характеризовать активным участием в национальном проекте. Во-первых, был проведен очень хороший ремонт спортивного зала в Орловской средней школе. Объект был сложным, но мы его успешно реализовали. Проводился он в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» за счет средств федерального и областного бюджетов, с долей софинансирования районного.

В рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» на базе Шарапов­ской, Пикетинской, Орловской и Марьяновской №3 средних школ появились Центры естественно-научного профиля «Точка роста». Сюда поступило оборудование для нового, скажем так, качества преподавания физики, химии и биологии. Еще четыре учреждения стали участниками национального проекта по цифровой образовательной среде. Они снабжены специальными цифровыми панелями, ноутбуками, серверами, видеокамерами хорошего качества, чтобы достаточно серьезно организовать этот процесс.

Если же в целом говорить об укреп­лении материально-технической базы, то год действительно сложился успешно в данном направлении. Нам удалось решить много капитальных вопросов. В той же Орловской школе прошла масштабная замена оконных блоков, ремонты внутри помещений. Окна менялись и в других заведениях, а также полы, устанавливалось оборудование в пищеблоках. И следует отметить, что мы очень серьезно укрепили за прошлый год свои позиции в этом плане. И те слова благодарности, которых удостоились от надзорных органов в свой адрес, от санитарных служб, от пожарной, что было вообще удивительно, — хорошая оценка деятельности.

Что касается качества образования, то основательно работали по федеральному проекту «500+», который связан с сопровождением школ, показывающих низкие результаты. И в сравнении с тем, что в 2020 году таких школ у нас было одиннадцать, то по итогам прошлого года этот список уменьшился на три учреждения, заметно улучшивших свои показатели.

Значительная работа была проделана в отношении детского оздоровительного лагеря. И хочу подчеркнуть, что это учреждение впервые, наверное, за всю свою историю существования, сработало с прибылью. Лагерь пользуется большой популярностью и среди соседних районов и округов города Омска. Они подают заявки, просятся, чтобы мы оздоровили их детей. Ребята с удовольствием приезжают, и, конечно, наши марьяновские. А теперь на новой укрепленной базе есть возможность предоставлять услуги более качественно. То, что путевки в лагерь реализовывались стопроцентно, как раз и позволило закрыть прошлогодний сезон прибыльно.

Чем еще запомнился 2021 год? Думаю тем, что не ухудшили многие свои позиции. Сейчас ведь нашу систему принято оценивать в самых разных мониторингах, делить на зоны. И в принципе, по всем параметрам на протяжении всего года мы оставались в приоритетных «зеленых» зонах. К примеру, в рамках федерального мониторинга по управленческим механизмам, по оценке качества. Не снижаем позиций и в организации технологического порядка по единому государственному экзамену, многие даже укрепили и улучшили.

Очень радует, что стобалльник у нас за прошлый год, и впервые за всю сдачу ЕГЭ. Такой показатель у выпускницы Марьяновской средней школы №1 по истории. Да и в целом результаты сдачи единого государственного экзамена в сравнении с предыдущими годами имеют значительный прирост — увеличилось количество высокобалльных работ, набирающих от 80 до ста.

- И это, безусловно, здорово. А потому хочу еще раз заострить внимание на участии в программах национального проекта «Образование», способствующих масштабному развитию этой сферы по различным направлениям. Их много, и максимально ли использует данную возможность наш район?

- Вы абсолютно правы. Нацпроект предусматривает разные целевые программы федерального уровня, в ряде которых мы очень активно участвуем. Это прежде всего, о чем я уже говорила, «Современная школа», по которой в том числе приходят средства на открытие «Точек роста» и цифровой образовательной среды, «Успех каждого ребенка» — по ремонту спортзалов и по открытию новых мест в дополнительном образовании. И в этом году мы впервые будем участвовать в программе допобразования. Причем одни из немногих, кто смог заявиться на участие в ней, и благодаря чему в 2022-2023 годах мы откроем 70 мест в дополнительном образовании, на которые придет и новое оборудование.

Проект «Будущий учитель — учитель будущего» больше связан с качественными показателями, нежели с финансовыми. Но в нем также активно участвуем, потому что на базе областного института развития образования в рамках данного проекта открыт Центр непрерывного повышения профессионального мастерства, и наши педагоги становятся постоянными участниками — потребителями данного процесса. И за второе полугодие минувшего года на практике было реализовано множество программ и курсов повышения квалификации.

Еще один проект касается поддержки семей, имеющих детей. В рамках его реализации мы открываем консультационные пункты на базе образовательных учреждений, где родители могут получать квалифицированную помощь, ответы на волнующие вопросы и возникающие проблемы воспитательного характера. И не только наших местных специалистов, но и при необходимости в инстанциях свыше.

- А вопросы и проблемы, с которыми обращаются родители, как то анализируются? Что наиболее всего их волнует?

- Анализируются обязательно, и если брать аналитику обращений, то здесь нужно разделить по возрастам. Если дошкольники, до пяти лет, то в значительной степени это молодые семьи, папы и мамы в которых впервые стали родителями. И их волнуют общие вопросы воспитания детей: как правильно выстроить систему воспитания, как развивать ребенка, особенно, когда он не посещает дошкольное учреждение, и как в таком случае организовать процесс развития в домашних условиях. А когда обращаются родители детей школьного возраста, то акцент делается на выстраивание отношений, особенно с подростками. Как правило, в эту пору возникают какие-то проблемы во взаимоотношениях, когда ребенок хочет свободы и возникают определенные протесты. И чтобы как то эту ситуацию нивелировать, родители и обращаются за консультацией к специалистам.

- И опять возвращаясь к нац­проекту, услышала недавно информацию об оперативном обеспечении российских школ высокоскоростным интернетом. Даже плановый показатель определен на нынешний год — не менее 20 тысяч общеобразовательных организаций. Вписываемся ли мы в эту программу и каким образом?

- Мы вписываемся полномасштабно в отношении всех общеобразовательных учреждений, то есть школ. Эта работа проводится по проекту «Цифровое равенство». Он разделен на несколько этапов. Первый связан с доведением высокоскоростного интернета до учреждения, второй — с заведением оборудования в само учреждение и третий — с разводкой раздачи Wi-Fi и всех локальных сетей. И в декабре все монтажные работы шли полным ходом, сейчас ведется подключение. И что хочется отметить, этим процессом охвачены абсолютно все школы нашего района, даже самые маленькие. К примеру, в начальную школу деревни Дачное Москаленского сельского поселения, где обучаются на сегодняшний день четыре человека, тоже дошел интернет. В настоящее время прорабатываются с подрядчиком все моменты на соответствие качества и запуска в работу.

Мы также продолжим реализацию проекта «Современная школа», будут открыты в этом году еще две «Точки роста», в Заринской и Боголюбовской средних школах с оборудованием для физики, химии и биологии. Опять являемся участником и программы цифровой образовательной среды. Правда, пока точно не назову учреждения, список еще формируется в региональном министерстве образования.

В организации новых мест дополнительного образования по проекту «Успех каждого ребенка» будут открыты в нынешнем году 40 мест физкультурно-спортивной направленности — по двадцать в Москаленской и Заринской школах, по хоккею и мини-футболу с охватом в 120 человек. С получением, разумеется, и набора специального оборудования. А на следующий год в этой программе мы заявлены на естественно-научную направленность.

В плане же капитального ремонтного обновления обозначена Марь­я­­­новская средняя школа №1. И это будет самый глобальный проект 2022 года.

- И по нему, кстати, возникает сейчас много вопросов, главный из которых об образовательной деятельности на период ремонтных работ.

- Согласитесь, что капитальный ремонт одной из старейших школ района — важнейшее предстоящее событие. На эти цели будет выделен полный объем средств, который необходим на его осуществление согласно проектно-сметной документации, — 87 миллионов 274 тысячи 170 рублей из бюджетов всех уровней, федерального, регионального и районного, доля софинансирования которого составляет порядка двух миллионов рублей.

Кроме того, планируется выделение средств на оснащение отремонтированной школы новым оборудованием на 7 миллионов 479 тысяч 325 рублей. Еще 1 миллион 820 тысяч рублей выделяется из регионального бюджета на обеспечение комплекса мер по безопаснос­ти — на огораживание территории, освещение, установку видеокамер, контрольно — пропускного пункта. Словом, все то, что необходимо в образовательном учреждении по паспорту его безопасности.

Что касается непосредственно ремонта, то по проекту будет произведено полное обновление, можно сказать, что останутся только стены. Замена всех инженерных коммуникаций — отопления, водопровода, канализации, всего, что находится внутри здания: окон, дверей, полов, приведение в надлежащее состоя­ние стен и лестничных пролетов, снаружи — кровли и фасада. Иными словами, школа приобретет новое лицо. Срок выполнения по проекту обозначен в семь месяцев.

В связи с тем, что мы очень сильно подвязаны к учебному процессу, и тем самым предвидя массу неудобств и неудовольствий, которые будут вызваны всем этим, Администрация района и комитет по образованию уже сейчас предпринимают необходимые меры с целью как можно раньше исполнить все конкурсные процедуры для определения подрядчика и заключения с ним договора. Чтобы тот смог раньше приступить к работам и завершить их к началу нового учебного года.

Понятно, что придется жертвовать учебным временем, и это будет четвертая четверть. Если мы войдем в ремонтные работы с 1 апреля, есть шанс закончить их более — менее своевременно. Но это не означает, что учебный процесс для учащихся будет завершен — он будет продолжаться в дистанционном формате. И этого не следует бояться. Нужно понимать, что это будет уже не тот дистант, на который мы массово перешли в период самоизоляции из-за коронавирусной инфекции в 2020 году, и который также пришелся на четвертую четверть. Тогда, к сожалению, не было системы, не были готовы педагоги, не знали, как организовать данный процесс, и он шел с большим скрипом. Сейчас все это проводится совершенно по иному, имеется много специальных образовательных платформ. В частности, Марьяновская средняя школа №1 получила оборудование, и у ее педагогов есть возможность работать через российскую платформу «Сферум». Она предполагает организацию практически того же «живого» урока, только посредством техники.

Планируем сохранить и очный режим для первых, девятых и одиннадцатых классов, и сейчас прорабатываем варианты по их размещению. Старшие, понятно, экзаменационные, а первоклассники — зона ответственности, которую упускать нельзя.

- Такой полновесный капитальный ремонт, какой выпал нашей райцентровской школе, это, бе­зусловно, комфортные условия для обучающихся и работников в дальнейшем. Но, как я понимаю, количественного перенасыщения в ней он ведь все равно не исключит…

- Капитальные ремонтные работы, предусмотренные в рамках проекта, не предполагают никакой реконструкции по увеличению площадей. И наша заявка по строительству школы в рабочем поселке Марьяновка остается, и она рассматривается. Все документально необходимое для этого мы делаем. А ремонт первой школы — это приведение в соответствие существующего здания.

В рамках профильного обучения занятия учащихся нашего района проходят даже в вузах, в числе которых и аграрный.

- Ольга Валерьевна, все, о чем мы пока говорили, касалось развития системы районного образования в рамках национального проекта «Образование». Но в Вашей сфере есть и такая хорошая практика привлечения средств, как участие в различных грантовых конкурсах. Кто-то что-то планирует?

- У нас в данном направлении имеется свой лидер — Степнинская средняя школа. Здесь выигран уже не один конкурс. Один из последних — «Мобильная лаборатория «Исследователь», грант на организацию которой был получен в прошлом году. Этот проект широко реализован и получил очень серьезный отзыв. Надеюсь, что данное направление работы будет продолжено и в дальнейшем. Тем более, что педагог Степнинской средней школы Виктор Александрович Конышев намерен включиться в разработку нового интересного грантового проекта. И планы по нему мы уже обсудили — подать заявку на реализацию проекта, который пока условно обозначили «Живой школьный музей». И в случае конкурсной победы этот финансовый грант позволит нам поддержать все существующие школьные музеи, в их числе и уже состоявшиеся, в той же Степнинской и Москаленской средних школах, и начинающие, как в Березовской основной. Несмотря на то, что музейная работа в ней только началась, уже собрано много различных экспонатов, отведено помещение. Потому и решили остановиться именно на этом направлении. Для расширения сотрудничества и увеличения финансового объема намерены привлечь к участию соседние районы, обозначив проект межмуниципальным. И я думаю, что в таком варианте он успешно пройдет конкурсный отбор.

- Как известно, главная цель образовательного процесса — качест­венные знания. И этого момента Вы уже касались. В частности, федеральных программ, способст­вующих повышению качества обучения. А содействует ли этому муниципальная программа профильного обучения старшеклас­сников, практикующаяся на протяжении ряда лет в нашем районе?

- Обоснованность данного направления деятельности подтверждается его результатами, даже несмотря на все те серьезные затраты, которые с ним связаны. Это в плане подвоза в базовые школы и соблюдения безопасности, кадрового обеспечения и организации питания, за счет местного бюджета. И мы, наверное, единственные, кто пошел по этому пути. Разве что еще наши друзья — Омский район. Как раз хочу сказать о том факте, что в позапрошлом году мы стали участниками регионального проекта, и у нас была задача — внедрить в свою практику сетевое профильное обучение и на территории Омского района. И такое взаимодействие в рамках данного проекта было выстроено. Оно, конечно, являлось вынужденным, нас тогда попросту поставили перед фактом, и мы должны были сработать. Но тот факт, что модель нашей сети и все организационно-технологичес­кие моменты переложились и на другой, даже более крупный, район и успешно функционируют, и есть положительная оценка тому опыту, которым мы располагаем в своем районе. Но для нас, конечно, важны прежде всего результаты детей, ради которых все это и начиналось. И если бы не два последних года, что забрала у нас пандемия, они были бы еще ощутимее. Но тем не менее, даже при этих условиях, в которых прожили, сеть оправдывает свое предназначение. Я уже говорила о результатах ЕГЭ, а его как раз и сдают те, кто обучается в профильной сети. И рост качества связываю именно с ней. Хотя споров здесь много, данный процесс воспринимается неоднозначно, особенно со стороны родителей, считающих, что забирая детей со своего образовательного учреждения, их рано лишают детства, что этот процесс тяжелый. Но… Дети, которые выпустились с профильной сети, сейчас понимают, насколько им легче проходить процедуру адаптации в вузах и колледжах, они были готовы к смене преподавателей, к смене требований, к тому режиму, который предполагает, что они будут целый день работать.

За два года, что дети обучаются в сети, мы пытаемся научить их хоть каким- то принципам самообразования, чтобы они понимали, что не все преподаватель даст в готовом виде, не все «разжует» и преподнесет, как говорится, на блюдечке, а определенная часть должна идти и от самих обучающихся. Ну и, конечно, учитывая нашу небольшую численность на старшей ступени обучения, только на мотивацию играет вот такое их сплочение по направлениям с единомышленниками из других школ — это будущие инженеры, это будущие медики, будущие экономисты и другие профессии.

Профильную сеть ни в коем случае не намерены закрывать, а только развивать дальше. Нам удается комп­лектовать ее ответственными, высокопрофессиональными кадрами нашего района. И то взаимодействие, выстроенное с высшими учебными заведениями, с тем же аграрным, техническим, педагогическим, будет продолжено и в дальнейшем. Вузы откликаются на него, так как этот формат, когда дети сконцентрированы в одном месте, в одно время, им удобен. Мы можем выехать к ним на занятия, они могут приехать к нам. И для этого им не надо «распыляться» по разным школам. Еще раз подчеркну, что средства на реализацию данного направления в обучении старшеклассников идут из районного бюджета, и немалые, но эти затраты оправдываются.

- Такая стабильность в финансовом обеспечении означает четкую позицию руководства района в реализации этого проекта. Не во всех ведь муниципалитетах он нашел реальную поддержку местной власти?

- На самом деле вариантов профильных сетей много, и есть менее затратные, имеются различные примеры и по нашей области. Но мы идем от того, что как раз не подменяем данный процесс никакими другими понятиями — не предлагаем какие-то элективные курсы либо внеурочную деятельность, а занимаемся конкретно углубленным изучением предметов. Соответственно, в рамках этого разработаны и специальные учебные программы, которые позволят детям успешно обучаться дальше. И цель — не столько качественная сдача ЕГЭ, сколько наличие прочного базового фундамента.

Школьные музеи, которые принимают в своих стенах и важных почетных гостей, намерены заявиться в текущем году на участие в грантовых проектах.

Анализируя работу по истечении нескольких лет, профильная сеть сейчас — тот фактор, который волей-неволей подтягивает и другие образовательные моменты. Ведь к окончанию 9 класса учащийся, принявший решение продолжать обучение в 10 классе, должен четко понимать, в какой профиль он попадет. А значит, школа с 7 по 9 класс должна выстроить систему предпрофильной подготовки либо иной ориентации, чтобы за три года ребенок смог не просто выбрать направление, а имел по этим предметам более качественные знания. С ранних классов следует начинать еще и профориентационную деятельность, чтобы дети понимали, что им ближе, какой спектр знаний необходим, и чтобы в дальнейшем профильный выбор был осознанным. А тех выпускников, кто вышел из профильной сети в 2019, в 2020 году, уже в скорой перспективе будем ожидать в район специалистами.

- Ольга Валерьевна, а в плане хороших традиций, имеющихся в сфере образования нашего района, каким просматривается наступивший год?

- Хочу сказать, несмотря на сложности прошлого года, на ограничительные меры нам все же удалось провести ряд мероприятий в очном формате, чему мы очень рады. Были проведены все муниципальные этапы Всероссийских конкурсов профессионального мас­терства, выявлены победители. И буквально недавно, с 31 января, они приступили к конкурсным испытаниям на региональном уровне. Эта традиция сохраняется и на текущий год, в школы уже направлены положения, регламентирующие муниципальные конкурсы. С февраля запускаем традиционный конкурс на лучший кабинет, на лучшую групповую ячейку, на лучшую образовательную среду. Это — тоже наша фишка. И мы очень гордимся тем, как выглядят сейчас наши школы и детские сады, и что сделано именно в плане образовательной среды. По всем номинациям, а это «Лучший учитель», «Воспитатель года», «Самый классный классный», «Дебют» для молодых педагогов, пройдут в очередной раз и профконкурсы. Готовимся и к слету одаренных, талантливых детей, но все опять-таки будет зависеть от эпидемиологической ситуации, насколько она позволит организацию массового мероприятия с участием детей. Хотя в конце декабря нам удалось провести детский новогодний праздник в формате сказочного представления для начального звена. Так что, постепенно возвращаемся к очному формату мероприятий. Ну а в той ситуации широко использовались видеоресурсы, сайты, социальные сети.

- Завершая же наш сегодняшний диалог, хотелось бы узнать, Ольга Валерьевна, о тех важных задачах, которые Вы обозначили как руководитель для решения в нынешнем году?

- Скажу так, что все они связаны с созданием необходимых условий, чтобы все дети нашего района, которые обучаются и воспитываются в образовательных учреждениях, получали качественное образование и качественное развитие. Если же более конкретно говорить, то как раз сейчас проводятся объезды образовательных организаций с целью посмотреть на месте и обозначить необходимые ремонтные работы. Будем продолжать совершенствовать материально-техническую базу и делать наши учреждения краше, теплее, уютнее.

Серьезную работу планируем по кадровому обеспечению. Уже сейчас ведем переговоры со многими учебными заведениями, обозначены вакансии, проводим встречи с выпускниками, чтобы они вернулись в свой район. И следует отметить, молодежь приходит. Нынешний учебный год начали 19 молодых специалистов. И это, при существующих кадровых сложнос­тях, очень хороший задел к тому, чтобы закрывать имеющиеся вакансии.

Большое внимание будет уделено ежедневному качеству на уроках, на занятиях. И здесь у нас имеются широкие возможности по обмену опытом не только из числа своих педагогов, но и в сотрудничестве с педагогами Омского райо­на. У нас налажен тесный контакт по взаимообмену, позволяющий брать друг у друга различные интересные, передовые моменты и применять их на практике для улучшения и занятий, и в процессе внеурочной деятельности.

Очень бы мне хотелось сохранить традицию проведения муниципальных собраний. В прошлом году в мае было первое такое, организованное посредством онлайн-технологии. Состоялся конструктивный диалог с членами родительских комитетов о состоянии дел в образовательной среде, о том, как мы будем жить и чего хотим достигнуть. И такое общение позволило определить немало полезных моментов для дальнейшей работы, которые в процессе ежедневной рутины не всегда приметны. Полезность такой обратной связи очевидна, и ее надо устраивать хотя бы раз в год, чтобы знать и понимать, где и какие проблемы. Хотя мы с родителями всегда на связи и благодарны им за все сообщения, за помощь, за их неравнодушное отношение.

Надеемся провести ярко лето — 2022. Для этого запустить детский оздоровительный лагерь по полной программе, у нас на него грандиозные планы. Также качественно организовать работу лагерей с дневным пребыванием на базе школ. Чтобы наши детки хорошо отдохнули.

И самое мое заветное желание — провести после продолжительного перерыва единый выпускной, запустив в очном формате опять «Алые паруса». Получается, что уже несколько лет мы оставляем детей — главных виновников такого важного события без их главного праздника. Лично мне это не дает покоя, и хотелось бы его вернуть. Те, кто получают аттестат и получают его достойно, заслужили такого торжества.

- Спасибо Вам за такую обстоя­тельную информацию.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

63