Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

16.02.2022 11:14 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 18.02.2022 г.

Дисциплина – кредо врача и мужчины

Автор: Елена ДРАЙЗЕР. Фото автора.

В этом уверен хирург Марьяновской ЦРБ Азат Садвакасов. За семь лет работы в нашем районе он провел более сотни операций.

«Мама много лет проработала медсестрой хирургического кабинета, вот и я, будучи ребенком, часто играл в хирурга, с самых ранних лет мечтая им стать. А отец у меня военный офицер, хотел, чтобы я пошел по его стопам, либо получил строительную специальность. У меня же после школы стоял выбор: либо поступлю в медицинскую академию, либо пойду служить в армию», — поделился Азат Нурмуканович.

Сам он родом из Курганской области. Обучение на лечебном факультете Омской медакадемии было для него трудным, но интересным периодом. Особенно после третьего курса, когда началось изучение «клинических» предметов: хирургии, урологии, травматологии, терапии, эндокринологии и других. Кафедры с уклоном в ту или иную специализацию имеются в разных больницах, и на занятия по этим предметам студентам приходилось ездить зачастую по всему городу. Помимо этого, Азат Садвакасов, как и некоторые другие его сокурсники, подрабатывал санитаром.

- На это я пошел не только и не столько ради заработка, — поясняет доктор. – Ведь именно так можно увидеть и понять медицину, как говорится, сверху и донизу.

Так, освободившись после занятий, он спешил на вечерние дежурства. «Санитарили» он и его товарищи, в основном, в отделении реанимации: ухаживали за тяжелыми пациентами. Туда, как известно, не всякий отважится пойти работать, ведь ночи напролет приходится не смыкать глаз.

- Такая закалка как раз и нужна будущему врачу, — считает Азат Садвакасов. – Мы ведь должны не только уметь лечить больных, но и контролировать действия персонала. А для этого нужно самому не раз побывать на месте санитара и медбрата.

Чтобы стать узким специалистом, недостаточно лишь окончить медицинский вуз, получив диплом. Интернатура – обязательный год постдипломной практики для молодого специалиста, и ее Азат Садвакасов проходил в 2014 году в больнице скорой медицинской помощи №1 города Омска. Кстати, и в настоя­щее время работает там как внешний совмес­титель. В этом учреждении молодой хирург провел и первую свою операцию – ампутацию конечности.

- Тогда зима была, и пациенты с обморожениями в отделение поступали часто. Это, по большей части, были люди, ведущие асоциальный образ жизни. Мы занимались такими больными, помогая врачам. А еще постоянно ассистировали во время операций. Причем идти или не идти на ночное дежурство – ты решаешь сам, ведь оплата труда интернам производится только за дневное время. Как правило, я использовал каждую такую возможность, ведь практика в профессии хирурга – основа основ. Если во время плановых операций ты видишь анатомию человека, так, как в книжке, то к неотложным ситуациям приводят запущенные стадии хронических заболеваний или воспалительных процессов, и структура тканей уже совершенно другая. И с каждым таким случаем, действительно, «наметывается глаз». А еще огромную ценность имеют советы наставника – опытного хирурга, которые он дает закрепленному за ним интерну во время операции. Поэтому, чтобы достичь мастерства в профессии, ночные дежурства необходимы, — убежден доктор.

Помимо лечения, говорит Азат, врачу-хирургу немаловажно уметь грамотно вести медицинскую документацию, общаться с пациентами и их родными.

Выбору Марьяновки, как основного места работы, в 2015 году сопутствовала не только государственная программа «Земский доктор», действующая с 2012 по 2024 год. В академии Азат Нурмуканович встретил будущую жену – уроженку нашего района Асель Газизовну Жумагулову, которая сегодня возглавляет терапевтическое отделение Марьяновской центральной районной больницы. Супруги воспитывают семилетнюю дочь Амину.

В райцентре, говорит доктор, спектр его работы, в сравнении с городской больницей, значительно расширился. Помимо стационара, ночных дежурств и вызовов по неотложке, прибавился и прием больных в поликлинике. В БСМП молодых врачей допускали к неотложным операциям лишь по абдоминальной хирургии. К примеру, когда поступали пациенты с аппендицитами, холециститами, непроходимостью кишечника. В Марьяновке же за короткое время Азату Нурмукановичу пришлось столкнуться со случаями, к которым жизнь еще не готовила. К тому же в районную больницу по неотложке привозят и детей. А к лечению юных пациентов нужен особый подход. И на амбулаторном приеме встретился за короткое время с большим количеством патологий и травм, так что поначалу, признается он, трудно было переключиться после разговора с одним пациентом на другого. Но с опытом это пришло. Многое взял и от старших коллег.

- Начинал работать с Александром Петровичем Максименко, — рассказывает А. Н. Садвакасов. – Это очень опытный хирург, который меня наставлял, помогал, и сам много трудился. Это специалист в разных областях хирургии, производивший и сложные операции, такие, например, как трепанация черепа, делал и операции на легких… Много работаем вместе с Евгением Юрьевичем Путро. Сначала я ему ассистировал, потом он разрешил и мне самому делать операции. Это не только замечательный врач с многолетним стажем и колоссальным багажом знаний, но и человек, спасавший жизни на войне, работавший в военном госпитале. В области травматологии часто советуюсь с Валерием Степановичем Сагатовым.

На операцию хирург районной больницы всегда зовет ассистента – как правило, того из коллег, кто не дежурит в эти сутки. Поэтому телефоны этих специалистов могут зазвонить в любое время дня и ночи.

Непрерывное обучение сопровождает врача на всем протяжении деятельности. Вот и Азат Садвакасов часто посвящает свободное время чтению материалов по своей специальности. Это необходимо делать постоянно, считает он, ведь технологии не стоят на месте.

Более сотни операций провел он самостоятельно за эти семь лет. Самым сложным случаем в практике молодого хирурга было ножевое ранение в сердце.

- Такие травмы непредсказуемы, — говорит доктор. – Даже если операция прошла успешно, как было и в моем случае, исход после нее может быть разным: на сердце остается рубец, и это состояние в дальнейшем расценивается как инфаркт.

После выявления заболевания и перед плановой госпитализацией в хирургическое отделение пациент под контролем врача должен пройти все этапы подготовки. А в послеоперационном периоде хирург наблюдает больного уже амбулаторно до полного выздоровления, дает рекомендации по образу жизни и правильному уходу за швами. Далеко не всех пациентов врачу удается запомнить в лицо, лучше запоминаются клинические случаи. На лицо пациента хирурги смотрят редко, сосредотачиваясь целиком и полностью на его проблеме, особенно если случай неотложный. Начиная свой очередной рабочий день с приема в поликлинике, Азат Нурмуканович не может предсказать, каким он будет и когда завершится. Самая долгая операция с его участием длилась порядка шести часов.

На вопрос, удается ли справляться с эмоциями в напряженных ситуациях, доктор ответил так:

- Разумеется, каждый случай ты так или иначе через себя пропускаешь… За своих больных я начинаю переживать с самого момента осмотра. Когда в твоих руках чья-то жизнь и здоровье, невозможно оставаться безразличным. Нет такого, чтобы прооперировал и забыл. Только когда уже уверен, что с пациентом все в порядке – я спокоен. В любом случае от собственной усталости и эмоций стараюсь по максимуму абстрагироваться во время приема пациентов. Каждый человек приходит со своей бедой, и ему нужно оказать помощь.

На всю жизнь запомнил Азат, как однажды прямо на операционном столе остановилось сердце пациента. Однако медикам тут же удалось его реанимировать, перенаправить в специализированный центр. И, пройдя реабилитацию, этот больной потом благополучно приходил на прием в поликлинику.

Трудолюбие и любовь к дисциплине у Азата Садвакасова привиты с детства: сказалось воспитание отца-военнослужащего. А выбранный профессиональный путь, как говорит он сам, закалил и приумножил эти качества.

- Хирург должен быть решительным. Принять решение об операции довольно сложно, ведь ты возлагаешь на себя большую ответственность. Поэтому у нас принято говорить, что лучшая операция – не выполненная операция. В некоторых случаях важно правильно выбрать выжидательную тактику. Хоть от переживаний никуда не деться, важно сохранять спокойствие в любой ситуации, — рассуждает он.

И хотя вместо службы в армии у доктора был год военной кафедры, миссию, отведенную в этой жизни сильной половине человечества, он выполняет на важнейшем из фронтов, спасая жизни и сохраняя здоровье.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

55