Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

24.02.2021 10:31 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 26.02.2021 г.

Свалка гореть не будет, а потом и исчезнет

Автор: Марина ПРОЖОГА.

- обещает региональный оператор по твердым коммунальным отходам.

Многих марьяновцев беспокоит, что с начала года свалка стала меж­муниципальным полигоном. Почему отходы вывозят на старый, не оборудованный инженерными сооружениями объект, кто принял такое решение и насколько оно законно?

Сегодня эти вопросы звучат еще в 12 районах Омской области – наряду с Марьяновской в федеральный перечень объектов размещения ТКО были внесены 12 других сельских свалок. Федерация присвоила им статус законных межмуниципальных полигонов, и на них, в зависимости от лимитов, распределен весь объем мусора, образующийся в Омской области. Межмуниципальные полигоны проработают в этом статусе два года, в 2023 году они будут закрыты с целью дальнейшей рекультивации.

Как пояснил министр природных ресурсов региона Илья Лобов, до получения статуса межмуниципальных полигонов, содержание районных свалок было обязанностью исключительно муниципалитета. А такие объекты нужно охранять, буртовать, завозить техногрунт для пересыпки мусора, тушить пожары… На все это нужны деньги, в местных бюджетах их нет. Работы велись от случая к случаю, на свалках обитали бомжи в поисках металлов, они разводили там костры, обжигали мусор, что нередко приводило к возгораниям и годами сельские свалки чадили, отравляя все вокруг. Прошлым летом, к примеру, и Марьяновка задыхалась от чада с мусорки.

Сегодня каждая бывшая сельская свалка, став межмуниципальным полигоном, перестала быть проблемой муниципалитета. Их содержание уже не головная боль районного главы, а обязанность региона. В ходе открытого конкурса Омская область выбрала организации, которые будут эксплуатировать и нести ответственность за межмуниципальные полигоны. Что также важно – до 2023 года все более мелкие свалки в Марьяновском районе будут перемещены на межмуниципальный полигон за счет областных средств. Таким образом будут ликвидированы все незаконные свалки в муниципальном образовании. Такая работа будет проведена во всех других 11 районах.

Уже сегодня за счет средств федеральной субсидии вокруг полигонов в районах идет установление ограждений, на них обустроены бытовки для сотрудников, контрольно-пропускные пункты, шлагбаумы, въезды оборудуются дезваннами для транспорта, круглосуточно дежурит охрана. Доступ посторонним лицам на объекты запрещен, регулярно ведутся работы по уплотнению отходов. Сами же свалки вместо того, чтобы тлеть и вонять, как раньше, получили ответственного эксплуатанта и возможность войти в федеральную программу рекультивации.

Илья Алексеевич Лобов не стал замалчивать и признал, что ни один из субъектов Федерации, и даже законодательство не оказались полноценно подготовленными к реформе. Омская область также пришла к ней в низкой степени готовности. Вопросы пришлось решать по мере их поступления, но за два года сделаны конкретные шаги к формированию совершенно иной экологичной системы обращения с отходами в регионе.

– Мусорная реформа берет истоки еще с 1998 года. С 2016 года у нас в регионе есть документ, который определяет нормы обращения с отходами в Омской области – это территориальная схема. В соответствии с этим документом, с момента реформы, отходы могут поступать только на законные объекты размещения ТКО. До реформы вывоз отходов был неконтролируемым и зачастую несанкционированным. В Омской области на 1 апреля 2019 года был всего один легальный объект для ТКО – в Называевске. Мощности этого полигона почти исчерпаны. В такой ситуации оказалась не только Омская область, перед большинством субъектов с началом реформы встал вопрос – куда законно вывозить отходы, если легальных объектов нет? Строительство полигонов — вопрос не одного дня и даже не одного года, — рассказал Илья Лобов.

Федеральное ведомство в такой ситуации приняло единственно возможное решение – чтобы не загрязнять новые земельные участки, временно разрешить вывоз мусора на исторически существующие для этих нужд места. Но поставило перед регионами цель – узаконить эти свалки, обеспечить им надлежащее содержание и в кратчайшие сроки построить полигоны, отвечающие требованиям экологического законодательства (приказ минприроды РФ №303).

И так случилось, что городскому мусору действительно не нашлось места в Омске. Региональное Минприроды подало в заявке на включение по 303 приказу все без исключения муниципальные свалки, в том числе городские – Кировскую и Ленинскую. Но городские свалки были отклонены сразу по одной причине – вся территория города относится к приаэродромной зоне. В те годы, когда в городе создавались свалки, авиасообщение было менее развито, закона о приаэродромной зоне не было, и никто предположить не мог, что возникнет необходимость его принятия.

Вердикт федерального центра был неумолим — создание в Омске полигонов, даже временных, опасно и в связи с этим невозможно. Федерация включила в перечень легальных объектов Омской области только 13 сельских свалок. На них до 2023 года должны быть размещены все отходы, образуемые жителями Омской области. Это решение законно, отражено в действующей терсхеме, и альтернативы ему нет. В произошедшем нет вины ни районных глав, ни минприроды, ни регоператора – это реальность, в которой региону необходимо жить.

Но почему же по новым требованиям, предъявляемым Федерацией к узаконенным свалкам, их не оборудовали подстилающим слоем, отводами для свалочного газа и т.д.?

Как пояснил Илья Лобов, таких требований к этим объектам не предъявлялось. Кроме того, произвести укладку мембраны на свалке, где уже накоплен мусор, не представляется возможным, и, увы, не является целесообразным. Такие мероприятия нужно проводить до того, как мусор стал поступать на объект, но кто бы стал этим заниматься на незаконной свалке. Самое главное, что нужно делать сегодня – это правильно содержать межмуниципальные полигоны.

Исполнительный директор ООО «Магнит» Дмитрий Третьяков добавил, что регоператор, как исполнитель коммунальной услуги, берет на себя ответственность за весь процесс обращения с отходами в регионе. Поэтому сегодня компания ставит перед собой задачу – не допустить возгораний на временных полигонах, исключить несанкционированный завоз мусора на них, ввести жесткий контроль за выполнением всех необходимых мероприятий по эксп­луатации объектов.

- У регионального оператора есть опыт по содержанию двух крупнейших городских свалок – Кировской и Ленинской. Когда мы получили эти объекты, они горели. Горели регулярно. Последний пожар прои­зошел в мае 2019 года, мы трое суток боролись с огнем, но мы его победили и с тех пор на этих свалках не было зарегистрировано ни одного крупного возгорания. Можно сказать, что в огне мы научились тому, как правильно содержать такие объекты, какие меры нужно предпринимать, чтобы не допустить возгораний, какие средства, транспорт использовать для этого. Сегодня наши сотрудники обучают работников полигонов тому, как надо содержать объект, уже заключены договоры на закупку техногрунта, в ближайшее время он начнет поступать на полигоны, — рассказал Дмитрий Геннадьевич.

Еще один актуальный вопрос касается весового учета отходов. Сельские жители не хотят, чтобы к ним поступило мусора больше, чем обозначено в терсхеме. Исполнительный директор регоператора Дмитрий Третьяков рассказал, что учет отходов по законодательству возможно проводить двумя способами – путем взвешивания или учета объемов спецтехники, используемой для транспортирования отходов.

На межмуниципальные полигоны поступают так называемые «хвосты», оставшиеся после сортировки на заводах. В процессе обработки они были очищены от органики, из них выбраны полезные фракции. «Хвос­ты» брикетируются специальными прессами, загружаются в машины и проходят взвешивание перед тем, как покинуть территорию завода. Процесс взвешивания отходов автоматически заносится в электронный журнал, актируется, таким образом на полигон поступает документ, в котором зафиксирован вес отходов.

Помимо этого, вся техника, задействованная в транспортировании ТКО, оборудована спутниковой системой слежения ГЛОНАСС и модулем передачи данных на основе GPRS, что исключает возможность отклонения мусоровозов от маршрутов. Двигаясь по федеральной трассе, мусоровозы на ходу проходят пункты автоматичес­кого взвешивания с фото- и видеофиксацией в федеральной системе ПЛАТОН. Штраф за перегруз даже незначительный составляет 150 тыс. рублей, если перегруз существенный — полмиллиона. С учетом того, что региональный оператор платит за каждую размещенную на полигоне тонну отходов, а также штрафов за перегруз, завозить «лишний» мусор ему экономически невыгодно.

Остается добавить, что неприятное соседство со свалкой для жителей северо-западной стороны Марьяновки должно закончиться 1 января 2023 года. Хотя почему соседство? Требование по удаленнос­ти межмуниципального полигона, предъявляемое Федерацией к таким объектам, а они должны находиться не менее, чем в полукилометре от жителей, — соблюдено.

Сегодня в Прииртышье принято решение о строительстве в регионе трех крупных межмуниципальных центров по обработке и захоронению отходов. Современные комплексы, каждый из которых включает в себя завод и полигон, появятся в Таврическом районе, в Красной Туле Омского района и Таре. Три крупных объекта охватят все 836 тыс. тонн отходов, которые Омская область производит. Отходы, образуемые омичами, в том числе и жителями Марьяновского района, на сто процентов будут проходить сортировку, а «хвосты» — захораниваться на этих трех комплексах.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

28