Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

23.09.2020 11:21 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 25.09.2020 г.

Трудом наполненная жизнь...

Автор: Татьяна ЭЙЗЕН,
специалист Марьяновского музея.

Просматриваешь фотографии, листаешь документы и архивы 85-летней истории района и убеждаешься, какие разные по профессии и статусу люди внесли значительный вклад в его развитие. Среди них и Надежда Леонтьевна Брумук. В 1994 году ей присвоено звание «Почетный гражданин рабочего поселка Марьяновка», это было в год 100-летнего юбилея поселка. В прошлом году, в год 125-летия Марьяновки, состоялось торжественное открытие мемориальных досок Почетным жителям рабочего поселка в рамках реализации проекта Фонда имени С. И. Манякина «Подвиг земляков». На здании Марьяновской СОШ №1 установлена памятная доска Н. Л. Брумук. Марьяновцы помнят Надежду Леонтьевну не только как учителя географии и организатора походов, но и как руководителя музея Марьяновской средней школы № 1. Есть и еще один повод особо вспомнить Надежду Леонтьевну: в ноябре этого года исполняется 100 лет со дня рождения этого замечательного человека.

Давно, да и далеко от Марьяновки, на железнодорожной станции Топки Томской области жила-была девочка в большой и дружной семье. Глава семейства Леонтий Никитович Брумук работал на железной дороге – сопровождал почтовые вагоны. В семье было четверо ребятишек, а Надежда была третьим ребенком. Росла девочка любознательной и старательной, радовала родных своими успехами в учебе. Еще подростком у нее проявилась особая черта — целе­устремленность – умела ставить цели и бороться с трудностями, никогда не сдаваться и добиваться желаемого результата. Благодаря уверенности в собственных силах и желанию получить высшее образование, Надежда без труда поступила в госуниверситет в Томске, что не так то и близко от родных Топков. В год поступления, в 1939 году, в стенах Томского гос­университета как раз выделился геолого-географического факультет, который занимался подготовкой студентов по новому профилю — гид­рологическому, куда и поступила Надежда, не испугавшись предстоящих трудностей и большого города. Окончила университет в 1942 году по специальности — гидролог, да еще с квалификацией преподавателя геог­рафии высшей и средней школы.

Случилось так, что уже в год первого выпуска кафедру закрыли и вновь открыли только в 1957 году, так что выпускники этой специальности были на тот момент в своей профессии уникальны. Профессия гидролога подходит далеко не всем, занимается он изучением состояния естественных и искусственных водое­мов, грунтовых вод, исследованием водных процессов. Принимая решение стать гидрологом, Надежда определила свое жизненное направление. Надо понимать, что эта профессия была сопряжена с риском для здоровья и жизни, и не каждой девушке это было по плечу. Работать предстояло не в кабинетных стенах, а в полевых условиях, которые нередко были опасны для жизни. Да и физическая подготовка имела большое значение, и здесь не было скидки на то, что ты «барышня». На сибирских реках, во время студенчес­кой практики, работать приходилось с увесистым оборудованием, много ходить пешком, натягивать тросы, чтобы при отсутствии моста переправиться на другой берег ремонтировать водоизмерительный пост в труднодоступном месте.

Не прошло и месяца, как знания и навыки молодого гидротехника потребовались стране. Тогда в 1943 году страна стала восстанавливать разрушенное народное хозяйство на освобожденных от фашистов территориях. Восстановительные работы пришлось начинать в невероятно трудных условиях: при отсутствии электроэнергии и воды, огромной нехватке рабочей силы, материалов, инструментов, крайней слабости продовольственной базы. Надежда, как и многие молодые специалисты, в 1943 году была мобилизована и направлена в Харьковскую область в город Змиев. Надо сказать, что восстановительные работы здесь начались сразу же после ожесточенных боев по освобождению Харькова, практически в прифронтовой полосе. А на местах недавних боев оставалась земля, нашпигованная смертоносным металлом. «Саперные команды не успевали справляться, им не хватало людей, и тогда привлекали пленных немцев для разминирования территории, зданий и развалин, там, где приходилось проводить изыскательные работы», — рассказывала впоследствии своим детям Надежда Леонтьевна.

Уже в мирные годы, проживая в Марьяновке, Н. Л. Брумук была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» была награждена ее старшая сестра Брумук Наталья — в годы войны капитан медицинской службы работала в Ачинском эвакогоспитале, который принимал именно тяжелораненых с изувеченными телами бойцов. Участником войны был и их младший брат Евгений, который в 18 лет был призван в РККА и воевал на Кавказе в отдельной зенитной бригаде.

А тогда в 1943 году произошла судьбоносная встреча в освобожденном от врагов городе Змиев двух молодых людей: Надежды Брумук и лейтенанта Ивана Ешукова, который на то время служил в артиллерии Западного фронта под Харьковом и был помощником командира маршевой роты. Их знакомство переросло в серьезные чувства. После окончания военной службы супруги жили недолгое время в селе Желанное Одесского района нашей области, где проживали родители Ивана. В 1946 году переехали в Марьяновку, и в ноябре того же года родился их первенец – Петр, а в 1949 на свет появился и Владимир. Именно Владимир Иванович Ешуков и его сын Сергей поделились своими воспоминаниями и документами из семейного архива.

В то послевоенное время в Марьяновке Иван Ешуков включается в работу промартели инвалидов имени 1 Мая, становится его председателем, а в последующем в 60-е годы после реорганизации пром­артели в Марьяновский комбинат бытового обслуживания возглавил предприятие. Уже на пенсии Иван Иванович работал в школе, преподавал уроки начальной военной подготовки. Не стало его в 1991 году: на марьяновском кладбище рядом с его могилой теперь похоронен и сын — Петр Иванович.

При переезде в Марьяновку Надежде Леонтьевне пришлось вспомнить о своей второй профессии – учитель географии. Долгие годы проработала она в Марьяновской школе по улице Омская, а затем уже в новой школе №1 по улице Победы, где организовала школьный музей. В ее трудовой книжке значится «7 февраля 1947 года назначена преподавателем географии… 1 августа 1977 г. — уволена в связи с выходом на пенсию». Однако трудовая книжка, как водится, отражая даты, не может раскрыть того, сколько души было вложено ее владельцем в профессию.

В послевоенные годы коллектив учителей Марьяновской школы был небольшой, сплоченный и дружный. Среди преподавателей – бывшие фронтовики, неординарные личности, которые передавали юным марьяновцам не просто знания, а традиции народа-победителя: И. И. Соколов, И. Д. Лиошенко, К. П. Карпенко, А. А. Зинченко, И. Ф. Гателюк. В День Победы на их пиджаках и кителях сверкали ордена и медали. Кроме школьного материала они рассказывали о том, чему сами были свидетелями, их заслушивались. А с другой стороны, у многих, сидящих за партами, отцы не вернулись с вой­ны, и не хватало в доме мужского присутствия, поэтому учителя – мужчины были кумирами послевоенной детворы.

Опытные коллеги стали наставниками молодому учителю географии. Да и Надежда Леонтьевна была способной ученицей и справлялась с трудностями новой профессии, заслуживая уважение, как учеников, так и своих товарищей. Для ее поколения особенно характерны были самоотверженность и ответственность в работе, служение общественному долгу. Исследовательские навыки и умения, заложенные еще профессией гидролога, очень пригодились ей в преподавательской деятельности. В этот период в стране пропагандируется активное развитие походно-экскурсионного движения по просторам родного края для пионеров и школьников. В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опубликовало инструктивное письмо «Об организации туристских походов с учащимися семилетних и средних школ», регламентирующее порядок создания туристских групп. Тогда же в рай(гор)ОНО и школах были утверждены ответственные лица за проведение экскурсионно-туристской работы. И конечно, в Марьяновской школе выбор пал на Надежду Леонтьевну, имевшую уже за плечами опыт исследования, а также необходимые в походной жизни навыки и умения. К 60-ым годам энтузиасты-педагоги во многом способствовали тому, что туризм, экскурсии, исследовательская и экспедиционно-собирательская работа оказались важной частью учебно-воспитательного процесса значительного количества школ.

Надежда Иосифовна Лиошенко, которая была в то время юной школьницей, с особым теплом вспоминает эти школьные походы. Ежегодно Н. Л. Брумук организовывала экспедиции по местам боевой и трудовой славы Марьяновского района: так ученики были и в Лесопитомнике, в Уютном, выезжали и за пределы района – в Боровое, что в Казахстане. Путешествовали с ночевками, выполняли исследовательские задания, записывали интервью с тружениками и старожилами сел, фотографировали, бывали на фермах и овчарнях, на МТС. Делали красочные отчеты в альбомах о своих походах. Рядом всегда была Надежда Леонтьевна: опытный инструктор учила, как укладывать в правильном порядке рюкзак, как разжечь костер, как оказать первую помощь – она могла все. Школьные походы были делом совсем не обыденным, а почти торжественным. Лишиться участия в этом событии можно было за плохое поведение или неважную учебу, поэтому ради похода все старались. И без того дружные советские дети в пешем путешествии с преодолением трудностей еще больше сближались: вместе наслаждались природой и учились ориентироваться, вместе собирали хворост и разжигали кос­тер, вместе угощались нехитрыми припасами. Обязательно пекли в золе картошку, пели и развлекались, играя в подвижные игры.

Надо отметить, что итогом экспедиционной деятельности миллионов школьников стало развертывание в стране широкой сети школьных музеев. В 1969 году в новой Марьяновской школе №1 был создан музей боевой славы. Он расширялся, позднее были выделены помещения, основными экспозициями стали — Марьяновские бои и герои-земляки, участники Великой Отечественной войны. Надежда Леонтьевна со школьниками-активис­тами значительно пополнили фонды школьного музея еще и краеведчес­кими материалами, собранными во время экспедиций: продукцией местных предприятий, этнографическими материалами — орудиями труда и быта переселенцев, а также о природе родного района. В школьный музей были переданы экспонаты из первого музея Марьяновских боев, который на то время был закрыт, что значительно пополнило основные экспозиции. Все это требовало кропотливого и самоотверженного труда от Н. Л. Брумук.

В 1976 году школьный музей получает официальный статус «Школьный историко-краеведческий музей» Марьяновской средней школы №1. Дети тянулись к Надежде Леонтьевне, ведь она свое пристрастие — изучать, исследовать, добиваться поставленной цели, смогла передать своим ученикам. Актив музея под чутким руководством Надежды Леонтьевны реализовывал задачи патриотического воспитания: организовывали встречи с ветеранами войны, с участниками и родственниками Марьяновских боев, вели обширную переписку, собирая воспоминания очевидцев различных событий на нашей земле. Ежегодно музей посещали не только марьяновские школьники, но и группы из школ области и г. Омска, студенты и курсанты, даже учащиеся из других областей. Экскурсии вели подготовленные ученики, да и сама Надеж­да Леонтьевна нередко проводила лекции вне стен школы для гостей поселка. Музей тесно сотрудничал с районным Советом ветеранов войны, руководителем которого на то время был фронтовик Е. Е. Гацко, участник Сталинградской битвы, в составе Гуртьевской дивизии дошедший до Берлина. Ему было что рассказывать на встречах со школьниками. После ухода Н. Л. Брумук на пенсию, деятельность школьного музея пошла на спад, затем и вовсе прекратилась. Некоторая часть экспонатов, которые удалось сохранить, перешли в фонды нового районного музея в 1988 году.

Конечно, работа в школе занимала много времени и сил, но Надежда Леонтьевна была еще и женой, и матерью. Семья для нее являлась основой жизненного уклада. По воспоминаниям Владимира, младшего сына, в добротный прос­торный дом по улице Кирова они переехали только в 1964 году, а до этого жили в обычной землянке с земляным полом. «Мама была хорошей и гостеприимной хозяйкой. Часто пекла пироги и блины, готовила соленья…» Усердно занималась огородом, и по примеру соседа, любителя-садовода, тоже разводила кусты, деревья и цветы в своем небольшом садике. С мужем Иван Ивановичем прожили вместе более 45 лет.

Как отметил Владимир, мать в семье была покладистой и спокойной. Родители дали сыновьям хорошее воспитание и образование, сами стали для них авторитетом, образцом семейных отношений. Оба сына получили высшее образование, закончив учебу в Омске, Петр – инженер, остался жить и работать в областном городе; Владимир – врач-терапевт, продолжил династию врачей вслед за родной тетушкой. Владимир Иванович после окончания института был направлен в Тевриз, остался верен своей профессии: он, приняв от матери эстафету, имеет звание «Почетный гражданин Тевризского района», является ветераном труда. После смерти мужа, Надеж­да Леонтьевна, будучи на пенсии, осталась проживать в Марьяновке, но у нее обнаружилось серьезное заболевание, и Владимир Иванович забрал уже старенькую маму к себе в Тевриз, а 4 мая 2001 года ее не стало. Похоронена она в поселке Тевриз Омской области.

Чем же, все-таки, измеряется человеческая жизнь? Годами? Опытом? Нажитым богатством? Я выбираю для героини своего рассказа утверждение — жизнь измеряется трудом и делами. Если добавить, что жизнь измеряется еще и объемом свершений — это тоже будет близко к истине.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

71