Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

09.12.2020 09:47 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 11.12.2020 г.

Вторые после хлеба

Автор: Галина Тарасова.

2020 год ознаменован значимыми юбилейными датами, которым были посвящены многие мероприятия и события: 75 лет Великой Победе, 85 лет нашему родному райо­ну, в историю которого весомо вписана и еще одна важная дата — 85-летие системы образования. Наиболее знаковыми моментами на этом большом пути делится ее нынешний руководитель Ольга Ходюк:

Я уверена, что такая почтенная дата не оставит равнодушным ни одного жителя района, потому что в жизни каждого человека эта система играет очень важную роль. Свой отсчет она начала после создания в 1935 году отдела народного образования исполнительного комитета Марьяновского районного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Оперируя же современными понятиями, определенная сеть образовательных учреждений на территории будущего Марьяновского района сложилась задолго до создания отдела. Согласно историческим данным, в крупных населенных пунктах и казачьих поселках школы были еще до революции. Также 20-е годы характеризовались повсеместным созданием образовательных учреждений всех видов. Но создание исполнительного органа позволило процесс образования систематизировать, централизовать и начать эффективно решать вопросы и проблемы.

85 лет — это солидный период истории, в ходе которого складывались традиции, зарождались династии, строились новые объекты, но, самое главное, за эти годы не одно поколение юных марьяновцев получило путевку в жизнь. За эти годы удалось создать крепкий фундамент для многолетнего и полноценного развития системы образования. И отличительной чертой нашей системы все эти годы была и есть активная лидерская позиция в реализации государственных задач: охват всеобучем, ликвидация безграмотности, создание системы повышения квалификации педагогических работников, оздоровление детей, зарождение производственно–ученических бригад и культстанов, реализация нацпроектов и многое другое.

А во все трудные периоды для страны педагоги всегда были на передовой. И самым тяжелым испытанием стали, конечно, военные годы: учителя–мужчины мобилизованы на фронт, большая часть из них были руководителями школ, что ставило практически под удар всю систему. Но, несмотря на это, учительство берет на себя повышенные обязательства и с достоинством их выполняет. Вдалеке от линии фронта, в глубоком тылу учитель ведет свой бой: непомерная человеческим возможностям общественная нагрузка: сбор металлолома, лекарственных трав, работа в колхозах и совхозах, шефство над госпиталями, подготовка посылок на фронт и многое другое — всегда впереди со своими учениками.

Для каждого работающего в системе образования самым первым долгом является с честью продолжать в своей каждодневной работе славные традиции неравнодушного, бескорыстного и самоотверженного служения делу просвещения. И 85-летний юбилей встречен достойными результатами. Сегодня это стабильно развивающаяся сис­тема, состоящая из 27 юридических лиц и охватывающая 41 образовательный объект. Это 10 уникальных дошкольных учреждений, выросших из учреждений присмотра и ухода в полноценные образовательные комплексы, которые постоянно развиваются, внедряют новые технологии. Это 16 школ, активно внедряющих и реализующих инновационные программы. Сегодня общеобразовательные учреждения района отличаются особой индивидуальностью и обеспечивают достойное качество образования. Полноценно функционирует сеть дополнительного образования, целью которой является поддержка и сопровождение талантливых детей. Проекты, реализуемые педагогами дополнительного образования, получают признание не только на уровне области, но и далеко за ее пределами.

Ежедневно образовательные учреждения распахивают свои двери для 4810 юных жителей Марьяновского района. И главная ценность любой системы образования — это именно дети, ради которых, в принципе, она и функционирует. Надо отметить, что в последнее десятилетие отмечается устойчивая тенденция к сохранению численности обучающихся и воспитанников. Это, конечно, радует, потому что это хороший залог развития для будущего. Наши дети самые лучшие, умные и талантливые. Об этом говорим не только мы, об этом говорят их достижения и победы в олимпиадах, конференциях, соревнованиях и конкурсах на самых высоких уровнях. В 2019 году был покорен еще один серьезный пьедес­тал – это заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно растет средний балл по предметам при сдаче единого государственного экзамена. Результаты наших детей уверенно занимают нишу высокобалльных работ — от 80 до 100, что позволяет им достаточно успешно продолжать обучение в вузах не только Омского региона, а Москвы, Санкт-Петербурга и многих других городов. А успешные социализация и профессиональное самоопределение в дальнейшем – это и есть наша главная цель.

Конечно, не последнюю роль в этом играет создание условий для гармоничного и полноценного развития личности на муниципальном уровне, что является приоритетным направлением для нашего района: ежегодный муниципальный слет талантливых и одаренных детей «Будущее за нами», стипендиальная поддержка выпускников – медалистов, зарождающаяся традиция единого выпускного бала, профильные оздоровительные смены и многое другое. За последние годы налажено тесное сотрудничество с областными учреждениями дополнительного образования, а также с вузами города Омска, что позволяет качественно реализовать новые направления с использованием современного технического оборудования.

Безусловно, успехи учащихся возможны благодаря качественному труду педагогов, сопровождающих их на протяжении 11 лет. И высокопрофессиональный педагогический коллектив всегда был главным отличием нашей системы. За 85 лет звание «Заслуженный учитель России» было присвоено 9 педагогам: Григорию Ивановичу Рау, Екатерине Афанасьевне Мороз, Наталье Кирилловне Авдонькиной, Надежде Леонтьевне Брумук, Любови Ивановне Крамаренко, Евгении Михайловне Ткаченко, Фаине Дмитриевне Малюковой, Татьяне Леонтьевне Чваниной, Ольге Ильиничне Логвиненко. Ежегодно ведомственными наградами регионального и федерального уровней отмечаются достижения не одного десятка наших педагогов. Хорошей традицией уже стали победы и результативное участие в областном и заключительном этапах Всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и «Воспитатель года». Но ведь дело даже не в наградах. Никакая награда не сможет до конца оценить мудрость, опыт, любовь, неравнодушие, заботу, которыми щедро каждый день делятся педагоги со своими воспитанниками. И совсем не важно: ясельная это группа детского сада или выпускной класс школы.

К сожалению, сейчас очень остро стоит вопрос кадрового обеспечения. Несмотря на принимаемые меры на уровне муниципалитета, эта проблема масштабов всей страны. Всего в системе образования трудятся 378 педагогических работников, из них 91- специалист в возрасте до 35 лет. И надо отметить, что ряды молодых, перспективных и талантливых педагогов пополняются ежегодно. Только за последние 5 лет трудоустроились 75, из них закрепились в районе 80 процентов. Это хороший показатель, позволяющий с уверенностью смотреть в будущее.

Не малую роль в организации качественного учебного процесса играют работники, которые не стоят у школьной доски, а вовремя и без­опасно подвозят учеников к местам обучения, встречают вкусными завтраками и обедами, создают чистоту и уют, тем самым обеспечивая то важное, что позволяет нашим деткам эффективно постигать гранит науки.

В честь юбилея хотелось бы отметить и факт серьезного обновления материально–технической базы. И речь здесь идет не только о масштабных ремонтах систем жизнеобеспечения, кровель, инфраструктуры. Прежде всего это создание комфортных условий для детей. С этой целью реконструируются библиотеки, восстанавливаются читальные залы, в рекреациях создается развивающая среда. И это, безусловно, колоссальный труд коллективов учреждений, но особо хочется отметить заслуги руководителей школ, детских садов и учреждений дополнительного образования.

Сегодняшний коллектив руководителей образовательных учреждений — это союз профессионалов, знающих и любящих свое дело, вкладывающих в учреждения душу, и практически всегда посвящают ему жизнь, порой сгорая на рабочем месте. Труд руководителя трудно оценить: это ненормированный рабочий день, рабочая неделя, рабочий год, вся жизнь. Это работа в круглосуточном режиме с отпуском максимум неделя, но все эти трудности отступают на второй план, когда видишь детский восторг от появления в школе или саду очередного уголка красоты: музыкального зала, шахматной гостиной, комнаты релаксации. И сразу уходит усталость и возникает только одно желание: созидать дальше.

Но как гласит пословица: «Один в поле не воин». И это правда. Такие преобразования, которые произошли за последние годы, были бы невозможны без помощи Администрации района, коллективов учреждений, социальных партнеров. Но мне бы хотелось выразить особые слова благодарности родителям, без которых мы бы не продвинулись ни на шаг. Ваша помощь бесценна, потому что вам с вашей позиции порой видны проблемы и вопросы, на которые не обращалось внимание. Для меня, как руководителя системы, очень важны наши встречи, порой не всегда гладкие и тихие, но они не проходят впустую, потому что позволяют совместно и эффективно решать вопросы по обеспечению качественного питания и безопасности, создания условий для досуга и оздоровления детей и многие другие. Конечно, самым главным вопросом остается организация учебного процесса, и родительская поддержка при принятии порой очень сложных решений очень важна.

Марьяновская система образования никогда не пасовала перед трудностями и испытания­ми, и юбилейный год встретила активным участием в реализации национальных и регио­нальных проектов, федеральных и областных программ, инновационных преобразований и реформ. «Точка роста», «Билет в будущее», «Мобильный кванториум», «Успех каждого ребенка», «Будущий учитель – учитель будущего», «Земский учитель», «Доступная среда», «Развитие системы образования» — это лишь небольшой перечень проектов и программ, участником которых стала наша система.

За последние годы сделано немало в сис­теме образования, но предстоит сделать еще больше. Уже сейчас начинает свою реализацию план развития муниципальной системы образования до 2030 года, в котором обозначены достаточно амбициозные цели, в достижении которых мы уверены.

2020 год внес немало корректировок в наш привычный уклад. Произошла переоценка ценностей. Многие вещи стали восприниматься по-другому. Но самое главное, несмотря на все трудности и сложности, этот год стал переломным этапом в оценке важности и незаменимос­ти даже самыми современными технологиями живого учительского общения и крепкого тандема: ребенок-родитель – педагог.

Остается совсем немного, и 2021 год вступит в свои права. От всей души поздравляю с наступающим Новым годом всех, для кого слова «дети», «школа», «образование», «учитель», «воспитатель», «педагог» стали жизненной сутью. Пусть наступающий год будет чуть легче, стабильнее, но не менее продуктивным и богатым на новые победы.

Особые пожелания здоровья и благополучия хочется передать нашим дорогим ветеранам! Без вашего самоотверженного труда не было бы написано столько славных страниц истории Марьяновского образования!

Всех нас: и находящихся на заслуженном отдыхе, и ныне работающих, из разных уголков страны — в свое время объединила легендарная сибирская Марьяновская земля. И все мы благодарны за это своей судьбе. А я благодарна, что мне выпала огромная честь руководить лучшей системой образования!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

10