Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

02.12.2020 09:31 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Прокуратура района инфрмирует

Работодатель выплатил мне не всю заработную плату. У меня нет юридического образования, боюсь, что не смогу сам обратиться в суд за защитой своих прав. Могу ли я написать в прокуратуру, чтобы прокурор это сделал в моих интересах?

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и осуществляет, в том, числе надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан, в том числе о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

С учетом изложенного, гражданин вправе обратиться в органы прокуратуры за защитой трудовых и иных прав.

С 1 октября 2020 года обязанность по уходу за лесами возложена на правообладателя земельного участка

В соответствии со статьей 123 Лесного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях заготовки древесины, осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, осуществления рекреационной деятельности и в иных целях. Не допускается размещение в указанных лесах зданий, строений, сооружений, за исключением зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509, обязанности по охране и защите таких лесов, по уходу за лесами возлагается на правообладателя земельного участка.

Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей — федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков.

В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

Кроме того, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (ч.1 ст.8.32 КоАП РФ), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.Нарушение правил санитарной безопасности в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (ч.1 ст.8.31 КоАП РФ), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц — от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на юридических лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

О Правилах организованной перевозки группы детей автобусами

Правительством Российской Федерации 23.09.2020 на основании постановления № 1527 утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами.

Документом определено, в случае если организованная перевозка группы детей осуществляется 1 автобусом или 2 автобусами, перед началом осуществления такой перевозки в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне подается уведомление об организованной перевозке группы детей.

Если указанная перевозка осуществляется 3 автобусами и более, перед ее началом подается заявка на сопровождение автобусов патрульным автомобилем (патрульными автомобилями) подразделения Госавтоинспекции.

Если время следования автобуса при организованной перевозке группы детей превышает 4 часа, в состав указанной группы не допускается включение детей возрастом до 7 лет.

Организатор перевозки назначает в каждый автобус сопровождающих лиц. Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса.

Если продолжительность организованной перевозки группы детей превышает 12 часов и для ее осуществления используется 3 автобуса и более, организатор перевозки обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником. В данном случае организованная перевозка группы детей без медицинского работника не допускается.

В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускаются организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночного отдыха) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). После 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, оборудованный ремнями безопасности.

К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие в том числе стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года из последних 2 лет.

Постановление вступит в силу с 1 января 2021 г.

За организацию притонов предусмотрена уголовная ответственность

Под организацией притона понимается подыскание, приобретение или наем жилого или нежилого помещения, финансирование, ремонт, обустройство помещения различными приспособлениями и тому подобные действия, совершенные в целях последующего использования указанного помещения для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов несколькими лицами.

Санкция ч.1 ст. 232 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Утверждены правила и условия возврата билетов на зрелищные мероприятия

С 03.10.2020 вступило в силу принятое 18.09.2020 Правительством Российской Федерации постановление № 1491, которым утверждены правила и условия возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок, и переоформления на других лиц именных билетов, именных абонементов и именных экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия в случае отказа посетителя от их посещения.

Чтобы вернуть билет, посетителю потребуется подать продавцу заявление о возврате билета и возмещении денег. В зависимости от причин отказа присутствовать на мероприятии (например, болезнь посетителя) нужно будет использовать определенную форму заявления, которую утвердит Министерство культуры.

Если обратиться к продавцу непосредственно, то нужно будет предъявить документ, удостоверяющий личность.

К заявлению должен быть приложен оригинал неиспользованного билета. В случае покупки билета в электронном варианте потребуется его распечатка, а также копия чека.

На решение о возврате денег продавцу отведено 10 дней со дня приема заявления и других документов, перечень которых отличается в зависимости от причин отказа от их посещения. В некоторых случаях срок может быть продлен.

Зрители, которые не попали на мероприятие по причине своей болезни, смерти члена семьи или близкого родственника, смогут вернуть полную стоимость билетов даже при подаче заявления в день проведения мероприятия.

В других случаях сумма возврата зависит от количества дней, оставшихся до проведения мероприятия.

Организации искусств и музеи должны будут утвердить свой порядок возврата билетов. При этом соответствующий порядок не может предоставлять посетителю зрелищного мероприятия меньше прав, чем предусмотрено в постановлении № 1491.

Ответственность за выращивание домашней конопли

Под культивированием наркосодержащих растений понимается деятельность, связанная с созданием специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, а также их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям.

Статьей 231 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.Так, согласно ч. 1 ст. 231 УК РФ незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в особо крупном размере наказываются лишением свободы на срок до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Ответственность за преступления против здоровья человека

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Такое определение ему дано в ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ».

Преступлениями против здоровья человека являются:

- преступления, причиняющие вред здоровью человека;

- умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ст.ст. 111-114 Уголовного кодекса Российской Федерации);

- причинение тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности (ст. 118 Уголовного кодекса Российской Федерации);

- умышленное причинение легкого вреда здоровью человека (ст. 115, частично ст. 117 Уголовного кодекса Российской Федерации);

- преступления, причиняющие страдания без вреда здоровью человека (ст. 116, частично ст. 117 Уголовного кодекса Российской Федерации);

- преступления, ставящие под угрозу здоровье, а в некоторых случаях и жизнь человека (ст. 119-125 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Согласие потерпевшего на причинение вреда его здоровью, как правило, не освобождает виновного от ответственности, за исключением ряда случаев медицинских операций (например, случаи регулируемого законом изъятия органов или тканей для трансплантации).

Причинение вреда здоровью одним участником спортивных соревнований другому нельзя рассматривать как противоправное, если соревнования были заведомо связаны с обоюдным риском и не были нарушены установленные для этого вида спорта обязательные правила. Однако причинение травмы сопернику в результате нарушения установленных правил соревнований является противоправным и при наличии вины влечет уголовную ответственность на общих основаниях.

Уголовная ответственность определяется прежде всего в зависимости от тяжести вреда, причиненного здоровью. Уголовный кодекс предусматривает четыре категории вреда здоровью по степени тяжести:

тяжкий вред здоровью;

средней тяжести (ст. 112 Уголовного кодекса Российской Федерации);

легкий (ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации);

побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий (ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Определяя степень тяжести вреда здоровью, Уголовного кодекса Российской Федерации определяет следующие критерии:

опасность для жизни; по этому признаку тяжкий вред здоровью отличается от иных видов вреда;

наступление конкретных последствий, непосредственно названных в тексте нормы; данный критерий используется только в комментируемой статье 111 Уголовного кодекса Российской Федерации;

размер и характер стойкой утраты трудоспособности:

а) значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть (ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации);

б) заведомо для виновного полная утрата профессиональной трудоспособности (ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации);

в) значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на 1/3 (ст. 112 Уголовного кодекса Российской Федерации); г) незначительная стойкая утрата общей трудоспособности (ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации);

продолжительность временного расстройства здоровья:

а) длительное расстройство здоровья (ст. 112 Уголовного кодекса Российской Федерации);

б) кратковременное расстройство здоровья (ст. 115 УК РФ).

Также установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Указанные действия влекут наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Вправе ли судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, отказать в принятии в качестве доказательства по делу материалов видеозаписи, произведенной видеорегистратором, установленным в транспортном средстве?

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

В ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

Частью 1 ст. 25.1 и ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему гарантируется право представлять доказательства, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным кодексом.

Следовательно, судья не вправе отказать в приобщении к материалам дела такой видеозаписи, которая впоследствии должна быть оценена по правилам ст. 26.11 КоАП РФ наряду со всеми иными собранными по делу доказательствами.

Я являюсь совершеннолетним гражданином из категории детей сирот, состою на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Куда и в каком порядке мне обратиться для его получения?

Право на жилище – одно из основных прав граждан, закрепленных в ст. 40 Конституции Российской Федерации.

В настоящее время вопрос о реализации жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит довольно остро.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений во внеочередном порядке. К таким лицам, в частности, относятся дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Такие гарантии по социальной поддержке установлены в Законе Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» (далее – Закон № 123-ЗСО).

В соответствии с Законом № 123-ЗСО министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области занимается проведением работы по разъяснению условий и порядка предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области, а так же предоставлением таких жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Таким образом, для получения жилого помещения Вам необходимо обратиться с заявлением в письменной форме в региональное министерство строительства и ЖКХ.

Об уголовной ответственности за оскорбление судьи

Под оскорблением понимаются неприличные высказывания, жесты, действия, направленные на унижение чести и достоинства судебного разбирательства, подрыв авторитета судебной власти.

Оскорбительные действия должны быть публичными. Преступление может быть совершено как в зале судебного разбирательства, так и за его пределами (в этом случае оскорбление лица должно быть связано с его ролью в судебном разбирательстве).

Согласно ст. 297 УК РФ за неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства, назначается штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до четырех месяцев.

За то же деяние, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, назначается штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

О воинской обязанности граждан и ответственности за нарушения в данной сфере

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Такие положения закреплены в Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, которые предусмотрены законом.

За неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность.

Данное правонарушение может выражаться:

- в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины;

- в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, в установленный двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

- в несообщении в течение двухнедельного срока в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата предусмотрены ч.2 ст.7 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при условии их документального подтверждения.

Санкцией статьи 21.5 КоАП РФ за указанное правонарушение установлено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 500 до 3000 рублей.

Согласно ч.2 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст.328 Уголовного кодекса Российской Федерации. За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы.

Об уголовной ответственности за укрывательство преступлений

Ответственность за укрывательство особо тяжких преступлений предусмотрена статьей 316 Уголовного кодекса Российской Федерации. К таковым преступлениям относятся: убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (часть 4 статьи 111 УК РФ), разбой (части 3-4 статьи 162 УК РФ) и другие.

Укрывательство заключается в заранее не обещанном сокрытии преступника, совершившего особо тяжкое преступление, следов, орудий и средств такого преступления, а также предметов, добытых преступным путем. Если же лицо участвует в совершении преступления, то его действия не могут расцениваться как укрывательство. Состав преступления считается оконченным с момента совершения любого из вышеперечисленных действий.

Пленумом Верховного суда Российской Федерации в постановлении № 10 от 15.05.2018 «О практике применения судами положений части 6 статьи 15 Уголовного кодекса РФ» указано, что изменение судом категории преступления с особо тяжкого на тяжкое преступление не исключает уголовную ответственность другого лица за заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления. Согласно примечания к статье 316 УК РФ, освобождаются от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений супруги или близкие родственники совершившего преступление лица, к которым, помимо супругов, относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. Указанные лица уголовной ответственности по статье 316 УК РФ не подлежат.

Санкция статьи 316 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.

К вопросу о продолжительности свидания осужденных к лишению свободы

В порядке ч.1 ст.89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляются свидания.

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения — с иными лицами.

Осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, за исключением осужденных, указанных в части третьей статьи 97 настоящего Кодекса, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение, если это предусмотрено условиями отбывания ими лишения свободы в исправительном учреждении.

О дополнительных трудовых гарантиях для беременных женщин

Преследуя определенные корыстные цели, недобросовестные работодатели нередко стремятся расторгнуть трудовые отношения с беременной женщиной. Как правило, в качестве повода используются однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, сокращение штата работников, прогул и т.п.

При этом работодатель сознательно не принимает во внимание особый правовой статус беременной женщины.

Важно понимать, что Конвенцией Международной организации труда № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства» (заключена 15.06.2000в г. Женева), защита беременности, в том числе путем установления гарантий для беременных женщин в сфере труда, признана общей обязанностью правительств и общества.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) содержатся нормы, закрепляющие для беременных женщин повышенные гарантии в случае рассмотрения вопроса о расторжении с ней трудового договора.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Эта норма, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в постановлении от 06.12.2012 № 31-П, является трудовой льготой, обеспечивающей стабильность положения беременных женщин как работника и их защиту от резкого снижения уровня материального благосостояния, обусловленного тем обстоятельством, что поиск новой работы для них в период беременности затруднителен. Названная норма, предоставляющая женщинам, которые стремятся сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, равные с другими гражданами возможности для реализации прав и свобод в сфере труда, направлена на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации,

При этом Конституционным судом Российской Федерации также указано, что и в случае однократного грубого нарушения беременной женщиной своих обязанностей она может быть привлечена к дисциплинарной ответственности с применением иных дисциплинарных взысканий, помимо увольнения.

Таким образом, из буквального толкования ч. 1 ст. 261 ТК РФ следует, что законом установлен запрет на увольнение по инициативе работодателя беременных женщин, кроме единственного исключения – ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

При этом названная норма не ставит возможность увольнения беременной женщины в зависимость от того, был ли поставлен работодатель в известность о ее беременности, сообщила ли она ему об этом, поскольку это обстоятельство не должно влиять на соблюдение гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для беременных женщин при увольнении по инициативе работодателя. В таком случае правовое значение имеет лишь сам факт беременности на день увольнения женщины по инициативе работодателя.

Данное толкование приведенных нормативных положений согласуется с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», в п. 25 которого обращено внимание судов на то, что поскольку увольнение женщины по инициативе работодателя запрещается, отсутствие у него сведений о ее беременности не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе.

Следует помнить, что в силу ст. 145 Уголовного кодекса Российской Федерации необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности наказывается штрафом в размере до 200 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4