Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

05.11.2020 09:55 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 06.11.2020 г.

Счастья половинки

Автор: Елена ДРАЙЗЕР. Фото автора.

Александр Павлович и Вера Николаевна Безносенко.

Немыслима жизнь супругов Безносенко из поселка Марьяновский друг без друга с той самой поры, когда 62 года назад впервые встретились они на Омском вокзале.

В нашем районе эта пожилая пара живет с 1996 года. Александр Павлович родом из села Любино-Малороссы Любинского района, а его жена родилась и выросла на Украине. До сих пор в подробностях помнит она первый день встречи со своим суженым, совершенно нежданно появившимся перед ней.

- Мне было девятнадцать, — поведала Вера Николаевна Безносенко. – Окончила я медицинское училище в Харьковской области, а жили ведь в деревне, работы там не было. А мама на фаянсовом заводе целыми днями трудилась. Вот она и говорит: «Ну что ты будешь тут грязь месить? Езжай лучше в Называевку, там племянник живет, и устроишь свою жизнь, замуж выйдешь...». У меня уж и жених был. Собрали мне продукты: картошку в мундирах, огурцы соленые – и поехала я.

Тяжелое детство было у Веры. Отец погиб на войне, и мать воспитывала их с сестрой одна. Уйдет, бывало, на смену, и с рассвета до заката там. А Вера – фуфайку на плечи, книжку под мышку – и погнала коз на пастбище. Так всю школьную библиотеку и перечитала, еще и училась прилежно. А придут домой девочки – сварят похлебку из крапивы, даже картошки – и той не было порой. Если повезет – в колхозном саду после сбора урожая дадут бидончик вишни или яблок – и то радость, хоть какая-то еда. И поныне бабушка Вера ни за что не уронит кусочек хлеба, живы в памяти эти голодные послевоенные годы.

Конечно, хотела мать для своих дочек лучшей жизни, чтобы устроились они на работу хорошую, замуж вышли. Потому и не стала перечить Вера.

Но в Называевке, как будто по иронии судьбы, не сошла девушка с поезда, как полагалось. Проехала нужную станцию и вышла в Омске. Куда идти – ума не приложит. Села и заплакала, щупленькая такая она была, с темными косичками, и сумочка рядом с нехитрым скарбом, мамиными огурчиками и картошкой. И вдруг – поезд военный останавливается, выходят на перрон статные люди в морской форме. Поднимает глаза Вера и с удивлением замечает, как прямо к ней идет высокий красивый офицер.

- Вы что, девушка, плачете? – Участливо поинтересовался он. И она сквозь слезы, волнуясь, выложила ему все свои беды: что проехала станцию, что никто не встретил.

- Не надо плакать, идемте со мной, я вас устрою, — с этими словами офицер забрал Верин чемоданчик и повел за собой. В другой ситуации она бы и воспротивилась, не пошла бы за незнакомцем. Но тут, как по какой-то высшей воле, почувствовала что-то родное, надежное в этом юноше.

- О! Шурка приехал! – Радостно распахнул объятья пузатый мужик навстречу молодым людям, вышедшим из вокзала, как оказалось, председатель колхоза в Любино-Малороссах и родной дядя Александра Безносенко.

- Знакомься, дядя Егор, это моя жена! – Выпалил офицер, представляя Веру. А девушка, как впервые взглянула на молодого военного, сразу была им очарована, и от слов Александра отказываться не стала. Да и ему приглянулась девчушка, разглядел он в заплаканном личике и наивных глазах чистую душу и доброе сердце. Недаром когда-то давно еще в начале службы цыганка ему сказала, мол, жену свою на вокзале встретишь.

Сорок дней гуляли свадьбу, со двора на двор ходили молодые суп­руги, всем селом их поздравляли. И фото счастливой пары молодоженов хранится в семейном альбоме. Там же – фото детишек, Иринки и Игоря в детском саду, в школе, рабочие и семейные будни и праздники. С тех самых пор ни на минуту супруги Безносенко не расставались, так и шли по жизни вместе.

За праздниками тянулись будни. Александр уехал на службу, а Вера осталась жить с его семьей – родителями и многочисленными братишками и сестренками. Устроилась поначалу работать в Северо-Любинский совхоз, а большую часть жизни проработала в восьмом родильном доме города Омска.

Когда уже родились и немного подросли сын и дочка, семья вновь уехала на Украину. Тянуло Веру в родные места. Муж ее мечтал служить на флоте, а она – жить на Родине, где тепло, где земля плодородная – ткнешь ветку, и она станет деревом. Вот и уехали в город Скадовск Херсонской области. Построили дом на берегу моря, вырастили роскошный плодовый сад. Морской воздух, южный климат, много фруктов... Помнит Вера Николаевна и огромные арбузы, которые возили по городу на машине и можно было покупать, сколько хочешь. В садах росли мандарины, апельсины, яблоки, черешня, грецкие орехи...

Но мечтам не всегда суждено сбываться. Не только счастливые, но и горькие минуты переживали супруги вместе. Из-за разногласий с начальством всегда ратовавший за честность и справедливость Александр Павлович ушел со службы на Черноморском флоте по сокращению в звании старшего лейтенанта. Много лет до пенсии потом работал в Херсонском пароходстве, а его жена – в инфекционном и хирургическом отделениях местной больницы, 40 лет отдала медицине.

- Помню, в роддоме коллеги жалели, что уезжаю, — вспоминает пенсионерка. – Говорили мне так: «Вера Николаевна, зря уезжаешь. Сибирь хороших людей всегда назад вернет».

Так и случилось, как говорят пожилые супруги, именно судьба привела их назад в Сибирь. Во время разгула бандеровцев в девяностые годы житья на Украине совсем не стало. Всех русских и людей других нацио­нальностей вынуждали покинуть свои дома.

- Помню, как ходили с плакатами по улицам, — вспоминает Вера Николаевна те смутные и страшные дни. – Русских, евреев выгоняли, вредили. Бросали в окна мусор, гнилые фрукты и овощи. Невозможно было порой даже выйти на улицу. Поэтому в 1996-м году мы спешно собрались, по дешевке продали дом и уехали.

- Я же деревенский, всегда в деревне жить мечтал, в своем доме, — признается Александр Павлович. – Вот даже когда пенсионерами уехали мы с Украины, по объявлению и купили этот вот домик в Марьяновском. Сразу хозяйство завели – овец, кур. Теперь-то уж и ходить почти не можем, со двора не выходим.

Почти никого из родных рядом с дедушкой Александром и бабушкой Верой уже не осталось. Всех родных из Украины они перевезли в Сибирь, здесь и проводили в последний путь. В самом расцвете лет погиб Игорь, служивший, как и отец, на флоте. Характером был в отца, как говорит мать, такой же добрый и отзывчивый. Остался от него внук Евгений, живет на Украине, раз в год по возможнос­ти приезжает к деду с бабушкой. Дочь Ирина, в прошлом научный сотрудник, теперь на пенсии, живет в Омске, но по состоянию здоровья не может навещать родителей.

- Очень хорошая помощница у нас есть — Таня Лавренцова, социальный работник, — говорит Вера Николаевна. – Такая добрая, исполнительная, безотказная девушка. В отпуск уходит на днях – и я уже волнуюсь. В любое время старается прийти и помочь. Сама где-то могу помыть да подтереть, но долго если в напряжении нахожусь – сразу голова кружится, давление поднимается. А дедушка сам не ходит, на ходунках, но тоже и картошечку мне поможет почистить. Он человек очень хороший. Ни одного грубого слова от него за всю жизнь я не слышала, никого не обидел. Хотя всякое было, жизнь большая нами прожита, но что в молодости, что сейчас называет меня «Веруша» и «Солнышко». Никогда, ни на минуту не оставлю его.

И с такой любовью, с такой заботой относится бабушка Вера к своему пожилому супругу, что впору им позавидовать по-белому любой молодой паре. Он – ее отрада и смысл жизни, еще и доченька Ирина, внук Женя, об их здоровье молится эта добрая женщина и днем, и ночью. А еще, глядя на промозглую осеннюю слякоть за окном, в ожидании приближающихся холодов, ласково поглаживает Вера Николаевна прыг­нувшего ей на руки кота Питунчика. Не просто питомец он для нее, а тоже член семьи.

- Такие вот, деточка, дела… — Вздыхает она. – Жизнь прожита большая, здоровье ушло, но дальше живем, что еще нам остается. Пока есть, ради кого, живем...

- И такое чувство, что продумана кем-то наша жизнь, — добавляет Александр Павлович. – Только вот в старости, когда делать нечего, начинаешь обо всем раздумывать. Одно яснее ясного – с женой мы всегда были как единое целое. Наверное, это помогает жить и в этом счастье.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

17