Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

25.11.2020 09:26 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 27.11.2020 г.

Мамина доля

Автор: Елена ДРАЙЗЕР. Фото автора.

Наталье Викторовне Пантюховой из Отрадного была уготована с ранней юности. И ей довелось достойно пройти этот путь, не имея должного родительского примера и мужского плеча.

У матери с отцом Наталья вторая по счету из семерых детей. На свет она появилась в Марьяновке, затем какое-то время Пантюховы жили в поселке Москаленский. А в Отрадное переехали, когда Наташе было восемь лет. Судить о том, хорошо или плохо было ей в детстве, женщина не берется, ведь принимать неожиданные судьбоносные решения приходилось ей порой спонтанно, слушая только свое сердце.

- Теперь, когда мамы с папой давно уже нет в живых, все былое кажется таким далеким, — вспоминает она. — Мама работала сначала на кирпичном заводе, потом швеей, затем дояркой на третьем отделении совхоза «Российский». Отец же был неоднократно судим за кражи. И я помню из детства, как мы либо постоянно по хозяйству хлопотали дома, поскольку матери некогда было этим заниматься, либо ездили все вместе по разным колониям на свидания к отцу, возили ему тяжелые сумки с продуктами.

Опыт ухода за маленькими детьми Наталья приобрела еще в возрасте восьми-девяти лет, когда один за другим стали появляться на свет младшие братишки и сестренки. Матери часто не было дома, и на долю старших выпало и следить за хозяйством, и пеленать, купать и кормить грудничков. Наташа, сама еще ребенок, при­учала малышей одеваться, умываться, убирать за собой. А когда пошли в школу, пришивала им белоснежные манжеты и воротнички к форме. Благодаря старшей сестре, дети всегда ходили чистые и опрятные, за этим она следила строго. Делала с ними уроки, готовила еду.

- Дома делать мама ничего не успевала, ей надо было зарабатывать деньги. Поэтому между нами было разделение труда. Старшая сестра Люба управлялась по хозяйству, следила за чистотой в доме. Ну а я заботилась о младших, с малых лет их возле себя держала. Коля, Витя, Оксана, Алена и Дима – самый младший, которому нынче 26 лет, — все выросли на моих глазах, о каждом из них и по сей день болит сердце, — признается Наталья Викторовна.

На всех школьных собраниях родители и учителя относились к четырнадцатилетней Наташе как ко взрослой. Она участвовала в принятии всех решений, организации всех мероприятий, и сама была заводилой среди ребят, участвовала в подготовке сценариев, сама играла в школьных спектаклях.

В бесконечной череде трудовых и школьных будней удавалось выкраивать и счастливые мгновения. С нетерпением ждала Наташа возвращения отца, ведь тогда становилось чуть полегче. В детях он не чаял души, и они отвечали ему любовью и благодарностью за редкую возможность собраться всей семьей. Не выбирают родителей, как говорится, и не знали в этой семье других жизненных норм и устоев, искали хорошее даже там, где, казалось бы, найти невозможно.

- Помню, в конце восьмидесятых – начале девяностых папа скотником работал, зарплата у него была неплохая по тем меркам – сто рублей, да у мамы семьдесят. Автолавка к нам в деревню приезжала, можно было одежду купить, продукты, даже в счет зарплаты давали. Еще помню, были талоны, хлеба можно было брать, сколько угодно. Молоко на работе давали, картошки всегда было вдоволь.

Хлеб, молоко и картошка были самыми ходовыми продуктами в этой большой семье. Из них готовили нехитрые блюда на скорую руку. Жарить картошку на свином жире умели даже дети. А супы варили из магазинных пачек: сделают зажарку из лука с морковкой, добавят картошку – уже вкусно. Мать, конечно, давала советы дочерям по кухне, но в целом даже и не сомневалась, что они справятся, и семья не останется голодной.

С двенадцати лет Наташа в каникулы подрабатывала на совхозном току, а в пятнадцать пришлось ей и вовсе бросить школу и идти работать дояркой вместе с матерью. Отца снова посадили, в тюрьму по малолетству попал и брат Коля, а Люба вышла замуж и уехала. Все заботы легли на плечи девочки-подростка. Большой дом ежедневно требовал уборки, а на подворье у Пантюховых всегда было много живности: свиньи, коровы, куры, кролики, одних гусей только держали полторы сотни.

Управляться с животными Наташе было не в новинку, и к машинному дое­нию приловчилась девушка быстро.

- Там никаких курсов не надо проходить, — говорит она с улыбкой. – Походила пару дней, посмотрела, пару раз аппарат уронила, дальше – все пошло-поехало. Здесь главное – хотеть работать, а овладеть этой профессией каждый может быстро и легко.

В 1995-м году в возрасте 17-ти лет, Наталья родила первенца, Сережу. Но семьи с его отцом создать не получилось: пообещал парень молодой наивной девчонке райские горы, но обманул и бросил.

- До того ласков он был со мной, казался таким надежным, — вспоминает она теперь уже с усмешкой, хотя на тот момент было совсем не смешно. – Мне же хотелось, чтобы рядом был любимый человек, чтобы семья была. Но не срослось… И меня взяла такая гордость, такая обида, что я решила: сама выращу ребенка, воспитаю его хорошим и порядочным.

Когда Сереже было всего четыре месяца, Наталья вернулась к работе, а за малышом присматривали младшие сестры. О втором своем сыне – Саше – она вспоминает со слезами: в возрасте 16-ти лет он трагически погиб. Свыкнуться с мыслью, что ребенка больше нет, было тяжело, но мысли полностью отдаться горю и забыть обо всем, замкнувшись в себе, Наталья гнала от себя изо всех сил. Слишком нуждались в ней близкие, для которых после ухода из жизни родителей она стала практически единственной опорой. Отец Саши прожил с ней всего лишь четыре года, потом признался, что не готов разделить заботу и о детях, и о братьях и сестрах. Бросить их на произвол судьбы ради собственного благополучия Наталья тоже не могла, поэтому снова осталась единственной кормилицей большого семейства.

- Маму окончательно сломил папин уход из жизни, она стала выпивать и в конечном счете ушла из семьи, сойдясь с одним мужчиной, — продолжает вспоминать женщина.

Желание обрести настоящее женское счастье не покидало молодую сельчанку. И в 2003 году на свет появился Карл. На вопрос, почему выбрали такое редкое имя, Наталья ответила:

- Назвали в честь немецкого дедушки по отцу. Сестры Оксана и Алена после школы поступили в профтех­училища: одна училась в Элите Москаленского района, другая – в Усовке, каждой предоставили общежитие по месту учебы. А с Натальей и ее детьми остались жить братья Виктор и Дмитрий. На работу она вышла через два месяца после рождения Карлуши — уже в КФХ «Земледелец». Пока доила коров, с ребенком находился муж, почти постоянно сидевший без работы. Однако семьей они жили недолго, отец Карла сошелся с другой женщиной, когда мальчику было семь лет.

- Поначалу сын сильно переживал, очень был привязан к папе, — продолжает Наталья. – Ждал с нетерпением его звонков на праздники и дни рождения. А звонки эти все реже и реже были, и он понемногу отвык. Нынче говорит, что я для него и мама, и папа. И даже братья и сестры, хоть и взрослые, самостоятельные, всегда меня жалеют, если вдруг захвораю. «Не переживем, если что-то с тобой случится, — говорят, — ты для нас вторая мамочка».

Алена Пантюхова вышла замуж и уехала в Москаленский, а братья и сестра Оксана так и закрепились в Отрадном. Алена стала матерью восьмерых детей, а Оксана родила пятерых. От тяжелой физической работы у Оксаны Викторовны серьезные проблемы с позвоночником, поэтому заботу о ее детях Наталья практически полностью взяла на себя, так и живут на два дома.

Сергей и Карл выросли мягкосердечными, добродушными. Ближе к матери, конечно же, младший сын. Очень ранимый, жалостливый по характеру, он всем готов помочь, никогда не пройдет мимо чужой беды, даже если в нее попали кошка или собачонка. Не приемлет никакой жестокости и насилия, ведь сам видел только любовь и бережное отношение в семье.

Сергей отслужил в танковых войсках, женился, живет в Омске, работает строителем. Дочку жены Ирины от первого брака принял как свою, а Наталья Викторовна обрела ласковую малышку-внучку.

Карл окончил девять классов и тоже готовится идти служить в армию. А пока вместе с мамой посменно работают они сторожами в КФХ «Земледелец». Парень уже научился планировать семейный бюджет: откладывает деньги, если нужно купить что-то для себя, остальное уходит на продукты и бытовые нужды. И мама уверена, что к самостоятельной жизни он вполне готов и себя обеспечить сумеет.

Старшему из племянников, воспитанием которых, помогая сестре, занимается Наталья Викторовна, Диме – четырнадцать лет, Наде – одиннадцать, Артему – девять, Карине – шесть, а самой младшей – Полине – три годика. Дети очень активные, участвуют во всех значимых мероприятиях сельского Дома культуры: танцуют, поют, играют в театральных сценках. Все детство в стенах клуба провел и Карл Пантюхов. Очень часто и Наталья Викторовна принимает участие в праздничных спектаклях, соглашается на любую роль.

Тянутся дети к доброй, отзывчивой женщине, и она всегда с радостью привечает их. И хоть порой говорят соседки Наталье: «Вот так и будешь всю жизнь маяться, раскрывая душу всем и ничего взамен не требуя», другой жизни она с детства не помнит и не хочет.

- Мать – это самое святое. Как бы наша мама в детстве к нам ни относилась, мы на нее готовы были молиться. Поэтому если племянники, разругавшись с матерью, бегут ко мне, я всегда напоминаю, что мама одна, и ее нужно ценить, пока она жива. — Вот таким откровением закончила Наталья Пантюхова наш разговор. – Единственное, чего не понимала и никогда не пойму, так это когда матери уходят и оставляют детей одних.

Свое счастье Наталья Викторовна нынче видит в детях, а о романтичес­ких отношениях читает лишь в книгах на досуге. Рано повзрослев, испытав годы лишений, она не упала духом и как бы ни было тяжело, думает лишь только об одном: только бы у них у всех, выращенных ею с колыбели, все было хорошо».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

14