Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

09.04.2019 09:48 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

На страже защиты прав детей

Автор: Мария ОРЕЛ,
помощник прокурора, юрист 2 класса.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о профилактике безнадзорности, беспризорности, преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.

Особое внимание при проверке уделялось детям, семьям, которые состоят на различных учетах в органах и учреждениях системы профилактики, лицам, которые неоднократно привлечены к административной, либо уголовной ответственности.

Как показал анализ материалов проверок по фактам совершения преступлений и административных правонарушений несовершеннолетними, причинами продолжения противоправного поведения несовершеннолетних является недостаточность мероприятий, принимаемых органами и учреждениями системы профилактики, отсутствие ориентированности мероприятий на конкретную личность, поскольку их объем определяется стандартно, зачастую заключается в проведении профилактических бесед, тогда как, например, иные виды профилактической работы используются крайне редко.

Установлено, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, как органом, определяющим направления деятельности всех субъектов системы профилактики, недостаточно эффективно проводится работа по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

К примеру, изучение сводного плана мероприятий комиссии на 2019 год, определяющим работу всех субъектов профилактики, показало, что указанным органом не определена роль в исполнении мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних со стороны образовательных организаций района, тогда как данные учреждения значатся в качестве ответственных за исполнение мероприятий согласно имеющимся полномочиям, предусмотренным Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ.

Так, учреждения образования выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам.

Комиссия совместно с иными органами и учреждениями в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, разрабатывает межведомственные программы реабилитации, в рамках которых оказывается помощь в целях нормализации обстановки в семье.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случаях, когда обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц.

В некоторых случаях, ввиду отказа законных представителей от дачи согласия на обработку персональных данных, органами и учреждениями профилактики профилактические мероприятия не проводились, что, безусловно, является недопустимым.

Как показывает практика, постановка на учет, а также разработка межведомственной программы реабилитации в отношении несовершеннолетнего и его семьи предназначена, прежде всего, для обеспечения исправления несовершеннолетнего, оздоровления взаимоотношений в семье.

Следовательно, отсутствие согласия на обработку персональных данных со стороны законного представителя несовершеннолетнего не является основанием для непринятия мер по разработке профилактической программы, не включению семьи при наличии оснований в территориальный банк семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, либо в социально опасном положении.

Выявлены недостатки при проведении профилактической работы с несовершеннолетними, осужденными за совершение преступлений.

К примеру, в отношении одного несовершеннолетнего, осужденного судом за совершение имущественных преступлений, была утверждена программа реабилитации, в соответствии с которой раз в месяц с несовершеннолетним со стороны сотрудников БУ ОО «КЦСОН Марьяновского района» должен проводится контрольный социальный патронаж, мероприятия по социально-медицинской реабилитации, сотрудниками ПДН ОМВД России по Марьяновского района раз в месяц должны проводиться мероприятия по социально-правовой реабилитации несовершеннолетнего, в частности беседы по разъяснению закона, ответственности за его нарушение.

Вместе с тем, сроки проведения мероприятий данными субъектами профилактики неоднократно нарушались, как показала проверка подросток на проводимую работу не реагировал, ответственность за совершение противоправных действий не осознавал, родители на проводимую профилактическую работу также не реагировали.

Вместе с тем, субъектами профилактики ежеквартально предлагалось комиссии продолжить работу в рамках уже проводимых мероприятий, несмотря на отсутствие результата. Следовательно, объем и характер проводимых мероприятий в рамках программы реабилитации не соответствовали задачам, ожидаемым результатам ее выполнения.

Программа реабилитации по инициативе комиссии, либо иных органов и учреждений системы профилактики, не изменялась на протяжении свыше 1 года, новые мероприятия в ее содержание не внедрялись.

Кроме того, прокуратурой района выявлены нарушения, касающихся постановки родителей, не исполняющих родительских обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию на профилактический учет, а также несовершеннолетних, допускающих правонарушения, со стороны подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Марьяновскому району.

Имелись факты нарушений в действиях сотрудников органа внутренних дел при вынесении предложений о нецелесообразности постановки на профилактический учет несовершеннолетних. Это предложение в случае однократного совершения лицом административного правонарушения либо антиобщественного действия, при наличии информации об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или иных законных представителях.

Также выявлялись нарушения в части несоблюдения норм законодательства об административных правонарушениях при сборе материалов проверок по фактам правонарушений, а также при рассмотрении дел.

В случае употребления детьми алкогольной продукции, запрещенных веществ, субъектами профилактики не всегда выяснялись обстоятельства их приобретения.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав не всегда документы о взыскании штрафов с виновных в совершении правонарушений в отношении своих детей родителей, а также несовершеннолетних, своевременно направляются для исполнения в службу судебных приставов, допускаются нарушения в части сроков направления исполнительных документов, ввиду чего виновные лица фактически избегают ответственности. Данные факты также влияют на общую картину состояния законности в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в сфере профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории района.

По итогам проверки выявлено 35 нарушений, принесено 8 протестов на локальные акты учреждений образования, внесено 5 представлений об устранении нарушений федерального законодательства, которые находятся на рассмотрении.

Следовательно, перед субъектами профилактики стоят задачи по активизации работы, по налаживанию более тесного взаимодействия, сотрудничества, внедрения и реализации новых методов проведения профилактических мероприятий, в своем комплексе ориентированных на реабилитацию детей, семей с учетом особенностей каждого из них.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

8