Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

29.04.2019 12:02 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 16 от 26.04.2019 г.

Какого цвета радиация?

Автор: Елена ДРАЙЗЕР. Фото автора.

Каждый из ликвидаторов рассказал свою историю.

Этот и другие вопросы задали дети участникам ликвидации последствий самой ужасной из техногенных катастроф за всю историю атомной энергетики. На уроке мужества, который провели для первоклассников Марьяновской средней школы №1 ветераны «Союза-Чернобыль», ребята узнали много нового.

33 года минуло с момента страшного взрыва на Чернобыльской атомной элект­ростанции, который унес тысячи жизней. А на здоровье тех, кто побывал там и остался в живых, полученная доза радиации сказалась необратимым образом. О том, что пришлось пережить каждому из них и об опасности, которую несет с собой радиоактивное излучение, детям подробно рассказали Владимир Викторович Кочкин, Николай Михайлович Ружицкий и куратор «Союза-Чернобыль» в нашем районе Владимир Николаевич Комков.

- Осознание того, что мы помогали спасать чуть ли не всю планету, — остается со мной на протяжении многих лет, — сказал В. В. Кочкин. – Ликвидаторы ценой собственных жизней и здоровья соорудили саркофаг над взорвавшимся реактором, чтобы радиация не распространялась и не погубила все живое.

В. Н. Комков поведал о причине взрыва на станции, которой стало превышение мощности при запуске, и рассказал, как это произошло. Как запустили реактор, но что-то пошло не так, и водород, вышедший наружу из лопнувших труб, вступил в реакцию с кислородом из воздуха, что спровоцировало первый «хлопок». Тогда крыша четвертого энергоблока весом более 2000 тонн поднялась в воздух, перевернулась и рухнула прямо на реактор, разрушив все его системы, в том числе и систему охлаждения.

Пожарные, тушившие огонь, получали дозу радиации в 1000-1500 рентген, и на вторые-третьи сутки умирали. С людей, которые первыми приехали для устранения последствий аварии, буквально слезала кожа, выпадали волосы… А за 80 километров от станции во время взрыва было зафиксировано землетрясение силой 2 – 2,5 балла.

Владимир Комков был призван на ликвидацию последствий аварии в Чернобыле в мае 1989 года из Кокчетавской области республики Казахстан, вот как он вспоминает эти дни:

- Мы прибыли в Киев 15 мая, тогда объект «Укрытие» был уже построен. Каждое утро после развода нас автобусами вывозили на станцию. Выполняли мы разные работы: убирали мусор, обломки, разбирали развалины энергоблока. После работы в санпропускнике нам замеряли уровень радиации на одежде, обуви… Одежда была простая: роба, сапоги, белый медицинский колпак и перчатки. Работали максимум по пятнадцать минут, а бывало, что счет шел и на секунды. Выдавали еще баллончики для дезактивации тела. Когда выходили после помывки, прислонялись к специальному японскому аппарату, который показывал, какая зона тела подверглась радиационному поражению. После этого мы возвращались в часть, находившуюся в самом городе Чернобыль, за шестнадцать километров от станции, и там отдыхали. Было так, что ехали утром на работу в приподнятом настроении, а возвращались уставшие и подавленные, ощущая во рту привкус металла. За три месяца работы я получил дозу радиации в 23,3 рентген. Наградили меня Благодарственным письмом за участие в ликвидации последствий аварии, Почетной грамотой за исполнение воинского долга во время ликвидации, а также Памятным знаком.

Очевидцы событий рассказали и о том, как тщательно охранялась тридцатикилометровая зона вокруг станции, как машины, выезжавшие через КПП, проверялись на уровень радиации, и если он был недопустимым, автомобиль подлежал захоронению, как и все обломки станции, как и порыжевший от губительного излучения лес вокруг нее. И этим тоже занимались ликвидаторы. Когда могильники заполнялись, их бетонировали и засыпали землей.

Дети узнали и о том, как отразилась авария на Чернобыльской АЭС на состоянии мировой экологии. Радиоактивное облако, которое вырвалось наружу во время взрыва ядерного реактора, семь раз облетело вокруг земного шара, и пролилось ядовитыми дождями в двадцати странах. Больше всего таких дождей прошло в Белоруссии, Украине и некоторых городах России.

Рассказы ветеранов Чернобыля вызвали у детей не только интерес, но и много вопросов, которые посыпались, как град:

- Какой цвет у радиационного взрыва? – Вот один из них.

- Это очень красиво, не скрою, — ответил Владимир Викторович Кочкин. – Похоже на северное сияние. Многие приезжали специально для того, чтобы посмотреть на это, и поплатились своим здоровьем. И самое страшное, что сама радиация смертоносна, но невидима.

- А можно ли убрать радиацию на том месте? – Звучит еще один вопрос.

- Да, придет время, и зона вокруг станции снова станет чистой, — поясняют ликвидаторы. – Но мы с вами этого уже не увидим, ведь ждать придется тысячу лет. Если ученые изобретут какие-то новые технологии, чтобы устранить радиацию и вернуть к жизни те места, то это случится и раньше.

- А почему вы остались в живых? – Самый, пожалуй, неожиданный вопрос, который задал один из любознательных учеников. И этот вопрос озарил лица ветеранов улыбками.

- Мы сами об этом долго думали, — отвечают они. – Надо, наверное, спросить об этом у Бога. Значит, нужны мы еще на этом свете.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

641