Десятины и сажени Айтмухамеда Байгужина
В гостях у старейшего жителя аула Домбай посчастливилось побывать на прошлой неделе. Все эти годы прожил он на этой земле, и до сих пор душа его болит за родные места. А 22 апреля аксакал встретил свое 87-летие.
- Вы уж напишите о нем что-нибудь хорошее, — говорит, провожая меня к дому Байгужиных, житель Домбая Сабиржан Омаров. – Я сам много лет работал управляющим на отделении совхоза, сейчас уже на пенсии, но опыт, который передал нам этот человек, бесценен. Постоянно хожу к нему за советом и напутствием, да и поговорить, вспомнить былое…
И вот вхожу в светлый просторный дом, и с порога встречает меня аромат баурсаков, которые дымятся в большой чашке у плиты, и приветливая Айгуль, дочь хозяина, приглашает пройти в комнату. Здесь же происходит знакомство и с самим Айтмухамедом Алпысбаевичем. Историю своей жизни поведал он с охотой, хотя и со свойственной сдержанностью эмоций:
- Родился я в Тюкалинском районе, в ауле Бостандык, — начал рассказ мой почтенный собеседник. – А дед мой жил в Шербакульском районе, недалеко от совхоза «Борисовский». Вот и перебралась семья сюда, поближе к своим. Аул Домбай был, а к югу – Кипшак, теперь его нет давно уже… Отец до войны полеводом работал, потом в сорок первом забрали его. Всю войну прошел, дошел до самой Германии, а в сорок седьмом приехал домой – и снова в колхоз вернулся, колхоз Амангельды был тогда тут, кладовщиком, завхозом работал. И дед мой уважаемым человеком был в ауле, Байгужа его звали, потому и фамилия наша Байгужины.
Окончил Айтмухамед Амангельдинскую начальную школу. С девяти лет работал на колхозных полях. Ведь началась Великая Отечественная война, а их у матери было тогда уже семеро. И дети, женщины и старики, — все, кого не призвали на фронт, трудились в колхозе.
- Чего только не делали, — рассказывает он. – Сено косили, сгребали, сволакивали, окучивали, скирдовали, возили и землю пахали… Все сами. Тогда мало скотины было в деревнях, так коров, что остались, запрягали в плуг. Сеяли и убирали хлеб вручную
Самому старшему брату было четырнадцать, младшему на тот момент едва исполнилось семь, и все, как один, работали целыми днями. Мама же на ферме ухаживала за овцами и козами. А после возвращения отца с войны у Айтмухамеда родились одна за другой еще четыре сестры.
- В семилетку ходил пешком пять километров в соседний аул, затем ее окончил и подался в Омск, в спецучилище поступил. Год всего проучился и вернулся назад. Не захотел один оставаться без своих там…
Связь с семьей была настолько сильной и прочной, что не доучился Айтмухамед и в Степковском училище Москаленского района. А в 1951-м году его призвали в армию. Служил в Амурской области, затем на Сахалине в авиации, сначала механиком, затем старшим механиком, командиром взвода. В 1955 демобилизовался, вернулся на Родину. Два с половиной года жил в Омске, работал на заводе имени Баранова. Но душой понимал, что не может без земли, на которой вырос и трудился с детства, без семьи, родных. Вернулся в свой аул, устроился механизатором в совхоз «Селивановский», находившийся тогда на территории Москаленского района. Работал машинистом прицепной (лафетной) жатки на уборке зерновых культур. Затем земли этого хозяйства были присоединены к зерносовхозу «Москаленский». Это было в начале шестидесятых годов, и Айтмухамед Алпысбаевич помнит, как хозяйство получило новый трактор, на котором молодого механизатора командировали в Муромцевский район на заготовку соломы. Кормов на месте было мало, потому в такие командировки ездили каждый сезон.
Помнит он и как сеял кормовую кукурузу, будучи звеньевым:
- Со мной в звене работали Халиюлла Ибрагимов и сосед наш – Хаиржан Смагулов, их уж нет сейчас… На совесть работали, урожаи хорошие получали, норму выполняли. А когда зерно косили безлафетной жаткой, то и три нормы, бывало, делали… Вот в 1976-ом году первыми в районе стали, и премировали нас машиной «Жигули» и мотоцикл «Урал» с коляской вручили. Награждение проводил председатель райкома партии Михаил Егорович Провидошин. Директором совхоза был Николай Васильевич Величко, а Любовь Григорьевна Герасимова была главным агрономом и носила почетное звание Героя труда.
- Уж так она уважала механизаторов, — вспоминает А. А. Байгужин. – Всегда учила нас бережно относиться к земле, подсказывала нужную глубину вспашки и самолично проверяла. Бывало, что и перепахать заставляла. Зато и урожаи кормовых культур – подсолнуха и кукурузы потом на славу удавались! Земля у нас хорошая, урожаи хлеба отличные были всегда.
Свой опыт работы хлеборобы передавали молодым специалистам. Не одно поколение механизаторов, приезжавших сюда на стажировку, училось у них пахать, сеять и убирать зерновые. И даже те, кто поначалу не умел управляться с техникой, становились специалистами высокого класса
Среди наград труженика, родившегося в один день с вождем мирового пролетариата – медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», малая бронзовая медаль ВДНХ. И еще много-много Почетных грамот, благодарственных писем и трудовых наград. Ведь не только честно и славно трудился он на родной земле, но и вел активную общественную жизнь: был членом райкома партии, депутатом сельского и районного Советов.
- Это сейчас заросло все бурьяном, видите? – Сокрушенно качает головой дед Айтмухамед. — А в те времена не было такого, мы ходили по улицам и смотрели, как кто у себя на территории порядок соблюдает. И каждый старался, наводил чистоту.
Свою вторую половинку по имени Гульжамал, что означает «прелестный цветок», Айтмухамед Байгужин встретил в 1956-м году. Работала она дояркой в том же хозяйстве, что и муж. Тоже была передовиком на производстве, не раз получала премии и награды от райкома и облисполкома. Успевала и лучшей по профессии быть, и давать достойное воспитание детям, которых у Байгужиных было девять. Особое место в семейной коллекции наград – у ордена и медалей «Материнская слава». При этом на заслуженный отдых ушла она, как и все работающие женщины, в 55 лет.
Рассказывая о супруге, аксакал тяжело вздыхает, в 2000 году она ушла из жизни после тяжелой продолжительной болезни, и до сей поры в сердце сильна горечь утраты. И портреты красивой и статной женщины на всех видных местах в доме говорят о том, что память о любимой жене и маме живет здесь и будет жить всегда.
Одной из дочерей четы Байгужиных – Мойры – уже нет в живых. Жила она в Омске, работала на главпочтамте. Остальные дети живут в Омске, в Кокчетаве, в Алма-Ате, в селе Александровка Шербакульского района. А в Домбае вместе с отцом Рахимжан и Айгуль.
- Рахимжан работал здесь трактористом раньше, — говорит А. А. Байгужин. – Когда уходил на пенсию, я трактор оставил сыну. Тогда директором совхоза был Николай Михайлович Серебряков. А в девяностых хозяйство развалилось, вот с тех пор сын без работы.
Единственный источник дохода Байгужиных – личное подсобное хозяйство. Уж здесь хлопот достаточно: держат корову, лошадь, десять голов овец, на участке в шесть соток сажают овощи. И самим хватает, и городских детей и внуков картошкой, мясом и маслом снабжают.
Начав считать внуков и правнуков, дед Айтмухамед сбивается со счета, говорит, так их много, что не упомнить всех. Но Айгуль подсказывает, что внуков у отца двенадцать и тринадцать правнуков. Фото пухлощеких улыбающихся детишек в красивых рамочках красуются на всех полочках в доме этой семьи, и когда дедушка смотрит на них, его лицо озаряется особым светом и радостью. Каждый семейный праздник они стараются проводить вместе, собираясь за дастарханом. Как и заведено издавна, по традиции, готовят бешбармак, варят конскую колбасу, копченку. И дорогих гостей встречают, соблюдая все национальные обычаи. И это то, самое главное, чем гордится по праву дед Айтмухамед и передает по наследству. То, на чем он вырос сам, на чем воспитаны его дети, внуки и правнуки...
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.