Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

07.02.2019 14:00 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 08.02.2019 г.

Ольга Ходюк, председатель комитета по образованию: «Тем, кто старается развиваться, успех гарантирован»

Автор: Галина Тарасова. Фото автора.

Первого февраля исполнилось 8 лет, как систему образования района возглавляет Ольга Ходюк.

Поводом к диалогу послужил впервые составленный и озвученный в Омской области рейтинг муниципальных систем образования, характеризующий эффективность развития этой социально значимой сферы, согласно которому Марьяновский район вошел в лидирующую десятку.

- Ольга Валерьевна, новый календарный год для районного образования начался с высокой оценки его деятельности, и это, безусловно, приятно. Какие же конкретные позиции отра­зил данный рейтинг?

- Следует сказать, что подготовкой рейтинга министерство образования Омской области занималось в течение всего минувшего года, формируя его по итогам 2017-го. Составлен он по 52 показателям, наиболее значимых для отрасли. Они отражают важные элементы ее развития, касающиеся дошкольного, общего, адаптивного, дополнительного и профессионального образования, кадрового и финансового обеспечения, опеки и попечительства. И по многим позициям мы выглядим действительно достойно, занимая самую верхнюю строчку по 17 показателям рейтинга. К примеру, по доступности дошкольного образования, по количеству педагогических работников, получивших в установленном порядке первую или высшую квалификационную категории, причем практически по всем образовательным звеньям, по организации семейных форм воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вопросах безопасного пребывания детей в образовательных организациях и ряду других моментов. Достаточно высокие результаты по участию и победам педагогов и руководителей образовательных организаций в различных областных этапах Всероссийских конкурсов, таких как «Учитель года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям», «Педагог — психолог», региональных — «Лидер в образовании», «Дебют», по выполнению целевого показателя по средней заработной плате педагогических работников, по наличию региональных и федеральных инновационных площадок, по количеству победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, по занятости ребятишек в детских общественных объе­динениях и организациях, а также обучающихся по программам дополнительного образования технической и естественно-научной направленности. Хотя по нескольким, не скрою, оказались на последнем, 33 месте. Таких показателей не много, но и они имелись по итогу 2017 года. На тот период у нас отсутствовало использование сетевой формы реализации образовательных программ, не оказалось ни одного победителя в федеральном конкурсе лучших учителей на получение денежного поощрения в рамках национального приоритетного проекта «Образование», хотя по количеству принявших участие в нем — на втором месте. Но 2018 год эти наши пробелы успешно закрыл. Процесс обучения нынешних десятиклас­сников проходит теперь по сетевой профильной программе, организованной с 1 сентября на базе трех средних школ — Орловской и двух райцентровских. И по этому направлению мы выглядим сейчас в области масштабно. Одержана победа и в федеральном конкурсе — учителем начальных классов Марьяновской средней школы №1 Ольгой Анатольевной Клименко.

- А по образовательным организациям своего района такой обстоятельный рейтинг формируется?

- Он, конечно, составляется, но в ином формате. Выстраиваем мы его только на основании мониторинговых визитов, потому как контрольными функциями комитет по образованию не наделен, и, соответственно, мы не можем выезжать в учреждения образования с официальными проверками. В ходе поездок в школы, детские сады специалистами посещаются уроки, занятия в группах, анализируется качество их проведения, изучаются подготовка к государственной итоговой аттестации, все нормативные документы, как выстраивается методическая работа и система работы с родителями, с молодыми кадрами и по другим направлениям. В ходе таких мониторинговых визитов даются соответствующие теме рекомендации. Что хочется отметить, есть школы — безусловные лидеры по качеству уроков и организации работы в целом. Это — Москаленская, Пикетинская, Заринская средние школы, Уютнинская. Она хоть и маленькая школа, но результаты в ней всегда хорошие, также Кара-Терекская. Что касается детских садов, то на высоком уровне проходят занятия в Москаленском, хорошо организована работа в Степнинском. В Марьяновских №2 и №3 в прошлом году мониторинговых исследований не проводилось, но они характеризуются постоянным порядком по всем направлениям.

- Думаю, что в целом и завершившийся 2018-й год свой добрый след в истории образования нашего района оставил. Какими то особо яркими событиями он отметился?

- Их было не мало. Очень порадовала Степнинская средняя школа, победившая в конкурсном отборе на предоставление грантов из федерального бюджета в рамках мероприятий по поддержке инноваций в области развития и модернизации образования и удостоившаяся двух миллионов рублей. Причем в категории грантовых обладателей она являлась единственной сельской школой. Ее руководитель Валентна Ивановна Ветрова и педагогический коллектив, безусловно, молодцы. Определенная помощь комитетом по образованию, конечно, оказывалась, но идея самого проекта и вся подготовительная работа была большей частью на них. Заявленный же проект «Виртуальный ресурсный сетевой культурно — образовательный центр «Сибирский характер» теперь успешно реализуется: было поставлено все необходимое для данного процесса оборудование, повышение квалификации прошли педагоги, задействованные в нем, полным ходом проводятся различные тематичес­кие мероприятия как районного, так и областного уровней.

После некоторого перерыва, как я уже упоминала, вновь одержана победа во Всероссийском конкурсе учителей в рамках национального приоритетного проекта «Образование», согласно которому значительного денежного вознаграждения удостоился наш марьяновский педагог.

Думаю, что памятным мероприятием стал и впервые проведенный в районном Доме культуры единый выпускной бал. По мнению многих его участников — педагогов, родителей, а главное, самих выпускников, получился он красочным, зрелищным и пришелся по душе. Событием стало и рекордное количество медалистов, их было девять человек. И важно то, что все они подтвердили свои награды за особые успехи в обучении высокими баллами при сдаче единого государственного экзамена. Замечу, что этот показатель тоже учитывается при формировании областного рейтинга, и по 2018 году он будет высоким.

Хочу особо подчеркнуть, что дети очень радуют своими победами, будь то учебные или творческие, спортивные или интеллектуальные. Нынче 30 ребят стали участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады, и это хороший результат. Большое количество обучается в областной очно-заочной круглогодичной школе для одаренных детей, где они успешно занимаются. Возим учащихся и на занятия в областную станцию юных техников. Можно сказать, что это тоже уникальная практика, которая развивается. Начинали в 2017 году с 20 человек, сейчас почти 70. И в основном это мальчишки.

Здесь важно отметить весомую роль муниципалитета, главы района, дающих возможность при дефицитности бюджета выезжать и везде участвовать нашим детям. Большая признательность и неравнодушным родителям, руководителям предприятий, фермерских хозяйств, всегда готовым прийти на помощь.

Возвращаясь к разговору о сетевом профильном обучении, это тоже новшество минувшего года, коснувшееся образовательной среды для десятиклассников. Этот процесс рассчитан на два года, и итог, конечно, будет подводиться по окончании ими 11 класса. Но уже сейчас очевидно, что данная форма обучения не получила отторжения, все первоначальные сомнения по этому поводу исчезли, и уровень удовлетворенности теперь достаточно высокий. Во многом благодаря и хорошей организации учебных профилей, и педагогическому профессионализму. Не малую роль играет и родительское внимание — они активны, постоянно на связи по любым вопросам, впрочем, как и сами учащиеся. Есть и первые результаты. Десятиклассники прошли аттестацию, она для них по полугодиям. Уровень знаний в большей степени показали качественный, свидетельствующий о том, что учащиеся в основном верно сориентировались в выборе профильных предметов. Обучение проводится в трех сетевых профилях — технологическом на базе Марьяновской средней школы №2, где основными являются физика, информатика и математика, естественно-научном в Орловской средней с профилирующими биологией, химией и математикой, социально — экономическом в первой Марьяновской с углубленным изучением истории, обществознания, математики и экономики. Здесь важно отметить, что в процессе профильного обучения предусмотрено и сотрудничество с высшими учебными заведениями. Нам этого очень хотелось. И такое взаимодействие достигнуто. С тем же Аграрным университетом, с Техническим. Десятиклассники в них уже побывали, а в дальнейшем предполагается еще и вовлечение их профессорско — преподавательских составов в учебные занятия наших профилей. В социально — экономическом, к примеру, у детей есть желание контактировать с учебными вузами, профессионально ориентированными на полицию, прокуратуру, юриспруденцию. И такое взаимодействие по линии УМВД тоже произошло. Так что, могу не без основания утверждать, что первый блин, как говорится, не комом в данном направлении работы. Ее четкая организация стала возможна благодаря и активному участию муниципальной власти, взявшей затраты по подвозу учащихся на профильные занятия, их питание на свой бюджет.

И, кстати, именно наш опыт работы, представленный на областном тематическом совещании, проводившемся региональным министерством образования в Крутинке, набрал максимальное количество баллов в сравнении с другими 6 районами, также внедряющими такую образовательную практику с нынешнего учебного года.

- Значит, у профильного обучения есть будущее?

- Уже сейчас начата подготовка к следующему учебному году. Проводятся собрания с обучающимися девятых классов, изучается их мнение в выборе профилей, и пока ориентиры те же, что и в текущем. Объявлены конкурсы среди учителей на преподавание в профилях, среди образовательных организаций на желание стать базовыми школами.

Замечу, что в рамках профильной сети появилось и такое новшество, как тьюторское сопровождение. Это прежде всего связующее звено между базовой и родной школами, между педагогами и родителями. Люди на эту должность подобраны ответственные, они обладают информацией по всем направлениям, оказывают психолого-педагогичес­кую поддержку детям, оказавшимся в новом коллективе. Полезность тьюторов очевидна, и не только непосредственно в профильной сети, но и в той же психолого — педагогической, профориентационной деятельности внутри своей школы в целом. И данное направление также будет развиваться.

- Ольга Валерьевна, а в плане материально-технической новизны какими были ориентиры и какими предполагаются?

- В том региональном рейтинге, с результатов которого начался наш разговор, по материально — техническому обеспечению мы как раз занимаем первые места. И в первую очередь, по безопасным условиям — по оснащению образовательных организаций системой видеонаб­людения, кнопкой тревожной сигнализации, огораживанию территорий, по пожарной безопасности. Тот перечень, который требуется по безопасности, создан. Следует отметить, что в 2018 году на улучшение материальных условий был получен весомый финансовый транш из областного и районного бюджетов, что позволило выполнить значительные ремонтные объемы. Из крупных — замена кровли в Уютном, в Боголюбовском и при Марьяновской средней школе №3 детских садах. И важно, что работа по замене кровель образовательных организаций на сегодняшний день уже совершенствуется. Начинали мы ее еще в 2011 году, когда был сделан акцент на уход от мягкой кровли. Что и было сделано раз и навсегда. А сейчас появилась возможность заменять твердое покрытие на более качественные современные материалы. И осталось заменить в Заринской и Шараповской школах и Шараповском детском саду. Знаковым было и то, что, наконец-то, положено начало замене оконных блоков в зданиях. К сожалению, пока это не системно, а точечно, где необходимо в первую очередь. Но надеемся, что региональные средства на эти цели будут предусмотрены и в дальнейшем.

Буквально недавно на одной из встреч с жителями сельского поселения было заострено внимание и на необходимости обновления строительных швов. В частности, прозвучал конкретный вопрос по Отраднинской школе. Внешний вид зданий- это тоже является ориентиром на перспективу. В прошлом году по рекомендации регионального министерства образования нами начата подготовительная работа по капитальным ремонтам зданий. Есть уже все соответствующие документы, экспертизы, справки из БТИ, отражающие изношенность, чтобы в случае появления такой программы можно было бы в нее незамедлительно войти. Так, к примеру, у нас получилось с «Доступной средой», когда предварительно были готовы все документы, паспорта адаптации, что позволило быстро среагировать и получить нашему району на эти цели больше всех федеральных и областных средств.

На перспективу, как я уже говорила, в приоритете замена окон, дверных проемов внутри зданий, половых покрытий. Осовременить хочется и пищевые блоки, несмотря на то, что они в настоящее время отвечают всем санитарным нормам, но время не стоит на месте, и хочется их другого вида. Как впрочем и кабинетов. И первые маячки появились — история в Шараповской, информатика в Марьяновской №2 , библиотеки в Марьяновской №1 и Конезаводской, некоторые групповые ячейки в детских садах.

- А каким образом просматривается кадровая составляющая?

- Если опять же смотреть на рейтинговые результаты, то те позиции, на которые мы бесспорно можем влиять, хорошие. Взять хотя бы аттестацию педагогических работников, где мы в лидерах с большим отрывом. У нас самый высокий процент аттестованных на первую и высшую квалификационные категории. В школах он составляет 86 процентов, в детских садах -79, не отстает и дополнительное образование, что очень похвально, потому как во многих районах аттестация работников этого звена на низком уровне. Главная проблема, это конечно, обновление молодыми кад­рами. Они приходят, но не столько, сколько хотелось бы. Стабильно по этому вопросу работаем с вузами, постоянно выезжаем на встречи с выпускниками педуниверситета, поддерживаем связь с центрами по трудоустройству. Практикуем и вариант перехода специалистов из других сфер, обучаем, проходят переподготовку, и этот опыт себя оправдывает. Отмечу, что на сегодня все предметы преподаются, но нагрузка у педагогов велика, в детских садах программа тоже выполняется.

Следует сказать, что молодые специалисты пребывают под пристальным вниманием, для них разработаны различные формы адаптации, стимулирования. Создана и успешно функционирует Ассоциация молодых специалистов, на высоком уровне наставническая деятельность, отмеченная победами в региональном конкурсе. Уже на втором году работы молодые специалисты аттестуются, есть примеры получивших среди них и первую, и высшую категории.

- Исходя из вышесказанного, активность участия сферы образования нашего района в различных региональных и федеральных программах, нацеленных на инновации, на модернизацию была достаточно высокой. В нынешнем году в этом направлении что-либо предусматривается?

- Обязательно. Хорошим событием станет открытие на базе двух школ Центров образования цифровых и гуманитарных компетенций. Еще в прошлом году мы сделали задел по их созданию — отправили заявку с необходимым пакетом обоснованных документов на участие в федеральном проекте «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование». Прошли высокий конкурентный отбор, его в целом на уровне федерации прошла наша Омская область, вошедшая в число получателей федеральных средств. И, соответственно, наши победители удостаиваются грантов на развитие этих Центров в пределах полутора миллионов рублей на каждый. Реализовываться эти проекты будут на базе Москаленской и Конезаводской средних школ, заменившей в первоначальном варианте Марьяновскую №2, так как в последствии райцентровские и городские были исключены. В них предусматриваются учебные лаборатории по развитию таких предметов, как информатика, ОБЖ, технология, медиа — зона, шахматная гостиная и коворкинг — зона для делового и творческого общения людей с разной занятостью. Эти обустроенные Центры будут являться районными площадками для вовлечения в разнообразную деятельность педагогов, обучающихся, родителей, проведения различных социокультурных мероприятий, практика которых у нас наработана во взаимодействии со многими общественными организациями, и она достаточно богатая. Акцент сделан и на больший охват шахматными занятиями. Словом, инновационные развивающие проекты, внедряемые с 1 сентября.

Будем надеяться, что появятся и другие, ведь год только начался. А успех, как известно, гарантирован только при старании. Что мы и будем продолжать делать для развития образования.

- Спасибо, Ольга Валерьевна , за содержательную информацию. Рассчитываю, что эта социально значимая для общества сфера и в дальнейшем будет радовать наших читателей позитивом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

106