Меню
12+

Сетевое издание "gazeta-avangard.ru"

02.10.2015 14:57 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 02.10.2015 г.

«Учителем хотела быть всегда…»

Автор: Елена ДРАЙЗЕР. Фото автора.

«В годы моего детства учительская профессия была эталоном грамотности и образцом для подражания», — говорит замдиректора Марьяновской средней школы №3 Эрна Яковлевна Дозорова. И сегодня, обладая богатейшим опытом работы в школе —  почти в пять десятков лет, она остается верной идеалам детства и юности.

Когда школы носили имена
Восьмилетняя школа «Путь Ленина», в которую Эрна пришла первоклашкой, стала для нее вторым домом и первым источником вдохновения. Сама обстановка в маленьком учебном заведении была домашней, уютной. Да и село Воздвиженка Семипалатинской области было живописным уголком. С любовью вспоминает Эрна Яковлевна величественные горы, приветливо журчащую речку, большой яблоневый сад около школы. Теплой строкой остались в памяти и ее наставники – выходцы из «старой плеяды» учителей.

- Директор нашей школы Николай Филиппович Плахута был высокий, степенный, рассудительный, — неторопливо рассказывает она, пробуждая далекие воспоминания. – Моя первая учительница Зоя Васильевна Дериглазова была изумительно красивой женщиной с роскошными огненно-медными волосами… Еще помню Елену Пантелеевну Филиппову… На них смотрели с гордостью, хотели подражать, быть похожими. В то время на селе учитель был для всех главным авторитетом, и учителем я хотела быть всегда.

Что интересно, высшего образования в ту пору учителя не имели: в тяжелое военное и послевоенное время все будущие педагоги могли окончить годичные или двухгодичные курсы при пединститутах. Однако профессия становилась их призванием на всю жизнь.

В семье, где родилась и выросла Эрна Яковлевна, учителей не было, родители были простыми сельскими тружениками, отдававшими все силы работе и воспитанию семерых детей. Однако же каждую свободную минутку много читали, стремились получить новые знания.

- Мама моя, Шарлотта Яковлевна, четыре класса окончила, до войны это считалось хорошим образованием. А папа, Яков Яковлевич, – выпускник гимназии – и вовсе слыл очень грамотным и ученым человеком, — продолжает рассказ моя собеседница. – Мы по вечерам зачитывались книгами, папа не выпускал из рук газету. В пример нам всегда ставили наших же учителей, да и сами мы были любознательными детьми и учиться хотели всему. И образование получили – кто средне-специальное, а кто и высшее. Двое братьев, Артур и Яков, стали главными инженерами, а Роберт – директором большого завода.

Выбор между любимыми дисциплинами – литературой и математикой – дался Эрне нелегко, но победила ее любовь к чтению и книгам. Много времени проводила она в школьной библиотеке. С одноклассниками устраивали и соревнования – кто прочтет больше книг. Дома у Эрны было полное собрание сочинений Александра Дюма, и «Графа Монте-Кристо» она осилила уже в пятом классе. А связать свою жизнь с литературой приняла решение уже после окончания «восьмилетки».

- Выбор мой «подогрели» учитель-филолог Екатерина Петровна Пестерева, Валентина Карловна Ченчилова и директор средней школы Тамара Леонидовна Соловьева, с которой, кстати, и по сей день поддерживаю связь, — говорит Эрна Яковлевна, и в глазах ее светятся добрые огоньки. – И, благодаря им, сразу же после окончания десятого класса я стала учителем.

Уроки вчерашней школьницы
Свои первые уроки Эрна Яковлевна вспоминает, качая головой: до чего же непослушными были ребята. Никак не хотели признавать новую учительницу, которая буквально на днях также, как и они, пробегала по коридору в ученической форме с портфелем под мышкой.

- Помню, как пыталась обуздать своих отчаянных восьмиклассников, — с улыбкой рассказывает она. – Один парнишка никак не хотел слушать, вот-вот и сорвал бы урок. Так я его выгнала вон. А саму-то и совесть гложет: он ведь учиться пришел… Позвала сорванца назад – он под партой спрятался, а я села за эту парту и продолжила вести урок. Так он там и просидел, не смея вылезти.

В первый же год работы юная учительница русского языка и литературы взяла классное руководство. И со своими подопечными – пятиклашками – сразу же нашла общий язык. Особенно любили ребята ходить в походы.

Помнит она и то, как волновалась перед первым родительским собранием. Как же неловко было семнадцатилетней девушке выступать перед группой серьезных взрослых людей. Но и здесь Эрне помог выстоять ее спокойный характер. С удовольствием слушала она рассказы мам, пап, бабушек и дедушек о каждом из детей, ведь с помощью самых близких людей легче всего понять, узнать особенности ребенка. И после первого такого собрания она сделала вывод, что никогда не нужно жаловаться на учеников их родным. Родителей в школу ни разу не вызывала. А если уж и шла домой к своим воспитанникам – то беседу в семье начинала с хорошего, и лишь в конце разговора деликатно обращала внимание на недочеты и ошибки школьника, советовала, как будет лучше их исправить.

Работая учителем, Эрна Яковлевна усиленно занималась и самообразованием. В первую очередь была требовательна и строга к самой себе. В 1975 году она окончила Семипалатинский педагогический институт имени Н. К. Крупской. А после распада СССР – в середине девяностых – уже будучи взрослой женщиной и опытным педагогом, вместе с мужем Григорием Алексеевичем и уже выросшими детьми — Натальей и Алексеем Эрна Яковлевна переехала в Сибирь. Место учителя-филолога в Марьяновской средней школе № 3 нашлось и для нее самой, и для дочери, окончившей тот же пединститут. Сын в то время пошел в девятый класс. На новом месте семью Дозоровых приняли хорошо. Большую роль, конечно, сыграл опыт Эрны Яковлевны, ведь классы ей достались трудные.

- Как вы с нами справитесь, от нас все учителя отказываются? — Недоумевали сами ребята.

Но первый же диктант, который провела с ними Эрна Яковлевна, выявил «слабости» каждого двоечника и троечника, и на последующих уроках уже некогда было отвлекаться и баловаться: каждый усиленно выполнял работу по индивидуальным карточкам, стараясь исправить плохие оценки.

В среде творческого поиска
Два года проработав здесь учителем, Э. Я. Дозорова была назначена заместителем директора по учебной работе. В этой должности она трудится почти двадцать лет, продолжая вести уроки по предметам уже у детей своих учеников.

В конкурсе профессионального мастерства Эрна Яковлевна однажды участвовала еще в 1984 году. Тогда многие мероприятия носили модное название «Алло, мы ищем таланты», и состязание между педагогами области за звание лучшего не было исключением. Наградой за ее мастерство стал приз за второе место и еще приз зрительских симпатий. А позже в копилке наград педагога появились и другие – не менее значимые. Среди них – знак «Отличник просвещения Казахской ССР». Уже живя и работая на марьяновской земле, в 2004 году Э. Я. Дозорова удостоилась знака «Почетный работник общего образования», а также многих Почетных грамот и Благодарственных писем районного и областного значения.

В ежегодном конкурсе «Педагог года» Эрна Яковлевна сама не участвовала, но подготовила многих победителей и призеров. Среди них Павел Васильевич Ефименко, Ирина Николаевна Клименко, Ирина Георгиевна Зенкина, Светлана Викторовна Щеглова, Наталья Григорьевна Челяпина, Светлана Васильевна Попова, Кульсум Кажбековна Тулеева. Много лет она вела «Школу молодого завуча», проводила семинары для заместителей директоров школ по учебной работе, не раз представляла свой опыт перед руководителями систем образования района и области.

О своей работе завуча Э. Я. Дозорова говорит с особенной любовью. На первый взгляд, она незаметна. Но ведь на ней и построен контроль всего учебного процесса: и общение с учителями – индивидуальные беседы, консультации, решение насущных вопросов, и беседы с ребятами – об экзаменах, по поводу выбора профессии.

С материнской заботой относится Эрна Яковлевна к молодым педагогам, способности которых ей доводилось оценивать на конкурсах:

- Они такие, какими и мы когда-то были: у одного глаза горят, другой робеет, теряется. Но в любом случае им надо помогать, поддерживать, направлять. И только потом уже с них спрашивать. Многие из них проводят изумительные уроки, вносят в школьную жизнь интересные моменты. А дети всегда остаются детьми.

Гордится она своим коллективом, в котором трудятся много сильных и известных в районе преподавателей. И, конечно, в преддверии праздника, желает им всего самого доброго:

- Творческих успехов, поиска инновационных идей, новых подходов в обучении и воспитании. Ну и, конечно, здоровья крепкого всем коллегам.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

293