12+

Газета Марьяновского района Омской области «Авангард»

Главная / Статьи / «Августовка» на старте нового учебного года
06.09.2018 11:56
  • 6

«Августовка» на старте нового учебного года

Опытом по выявлению талантливых детей поделились педагоги детских садов и учителя начальных классов.

Актуальные направления в образовательном процессе и их реализация на территории нашего района стали главными темами традиционного августовского совещания работников образования.

Передовая стратегия

Приоритетной задачей всех учреждений на этот учебный год будет создание единого образовательного пространства. Это подчеркнула в своем обращении к коллегам председатель комитета по образованию Ольга Ходюк.

- Каждое звено, начиная от ясельной группы детского сада и заканчивая выпускным классом, вносит свой вклад в воспитание личности, — отметила Ольга Валерьевна. – Потому и важно сохранять на всем этом пути равенство условий, объективность оценки знаний. Преемственность всей системы и подразумевается под словом «единство». Это слово лежит сегодня и в основе всей государственной политики.

А стратегия развития образования на ближайшие несколько лет намечена майским Указом Президента и предлагает реализацию девяти федеральных проектов, пять из которых непосредственно касаются муниципальных систем образования: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители», «Цифровая образовательная среда» и «Учитель будущего».

Проект «Современная школа», прежде всего, включает в себя обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, создание на селе сети пилотных школ нового типа, введение новых методов обучения и обновление образовательных программ. К примеру, обновится предмет «Технология». Уроки по нему, в том числе, будут проводиться в детских технопарках.

- Обновление предполагает не только введение чего-то нового, но и повышение качества, а с этим у нас пока не все гладко, — сказала также О. В. Ходюк.

Результаты государственной итоговой аттестации этого года констатируют положительную динамику увеличения среднего балла по всем предметам. При соблюдении полной объективности сдачи экзаменов, как сообщила Ольга Валерьевна, была переломлена черта снижения уровня успеваемости. Но при этом, согласно имеющимся данным, 97 детей из 304 сегодня идут на сентябрьскую переэкзаменовку. Это каждый третий ученик девятого класса. Тридцать процентов учащихся окончили этот год с «двойкой» по одному предмету, тогда как по трем остальным они имеют «четыре» или даже «пять». Эти контрастирующие цифры говорят о том, что проблема кроется не в самих учащихся, а в недостаточной ответственности взрослых за их подготовку.

- И никакой федеральный проект с миллионными вложениями не поможет, если мы сами не изменим отношение к качеству обучения наших детей, — подчеркнула О. В. Ходюк. – Ведь как у государства есть обязанности перед педагогами по обеспечению уровня заработной платы и мер социальной поддержки, так и с педагогов никто не снимал обязательства по обеспечению достойного уровня предоставляемого детям образования.

Если говорить о выстраивании преемственной линии между образовательными учреждениями района, то за последние годы в этом направлении удалось сделать очень многое. В пилотном режиме введены федеральные государственные образовательные стандарты от дошкольного уровня до уровня старших классов, применяются преемственные программы внеурочной деятельности для выпускников детских садов совместно с первоклассниками. Но по-прежнему по результатам мониторингов выявляется отсутствие точек соприкосновения основных программ дошкольного и начального, начального и основного образования и так далее. А успех каждого детского сада заключается в совместной деятельности со школой, впрочем, как и школы с садом. Система дополнительного образования востребована в том случае, если направлена на достижение единого результата с общим образованием.

Реализовать современные дистанционные формы обучения на сегодняшний день не позволяет недостаточная оснащенность школ современными информационными технология­ми. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» создан мощный федеральный ресурс «Российская электронная школа», в апробацию которого должна в этом году активно внедриться и сфера образования района. В связи с этим профессиональная роль педагогов значительно изменится. На первый план выходят функции организатора учебной, проектной и исследовательской деятельности образовательных практик. Современные гаджеты станут инструментами для нового способа мышления. Неизменным останется лишь урок – форма, которая вот уже на протяжении пятисот лет ничем не может быть заменена. Но и она должна быть основана на подлинном интересе обучающихся, их постоянной мотивации к командной работе, проектной и практической деятельности.

Новые статусы педагогов

Федеральный проект «Учитель будущего» во многом ключевой. В рамках его реализации предполагается, что не менее половины педагогов пройдут переподготовку. Будет введена национальная система учительского роста и новые должности педагогических работников, отражающие их профессиональные успехи, например, учитель-мастер, учитель-наставник.

У марьяновцев самый высокий в регионе процент аттестованных педагогов, высокий уровень предметной компетенции, высокая активность повышения квалификации. Много среди педагогов района и тех, кто имеет федеральные награды и звания, многие являются победителями и призерами различных конкурсов профессионального мастерства. Однако все это, как отметила Ольга Ходюк, все же не дает гарантии качества. Учитель будущего – это, прежде всего, человек с высоким уровнем ответственности и сознательности.

Разрушая стереотипы

Старт и продвижение каждого ребенка на основе его способностей и талантов вне зависимости от места жительства и социального положения — так можно охарактеризовать суть федерального проекта «Успех каждого ребенка». В его основе лежат дополнительное образование, профориентация и поддержка талантливых детей. К слову, 2018-й год для системы дополнительного образования юбилейный и потому планы Правительства страны по повышению доступности дополнительного образования не случайны. Сегодня охват детей от пяти до 18-ти лет услугами учреждений дополнительного образования в нашем районе составляет 69,6 процента. Кроме этого, лицензию на реализацию программ дополнительного образования получили все школы. Теперь стоит задача обеспечить детей актуальными, современными программами, востребованными и соответствующими возрасту.

Прошедший год дал старт новому проекту по сотрудничеству с областной станцией юных техников, который наглядно показал, что если детям интересно, то посещаемость занятий будет стопроцентной. Ведь ребенок идет туда, где его ждут, где он видит личную заинтересованность педагогов в его судьбе, где восполняет свою потребность в развитии. А дополнительное образование выступает основным средством формирования личности ребенка.

Ни для кого не секрет, что для получения новых знаний современным детям не нужны наставники. Им достаточно зайти в Интернет. И оттягивать необходимые и неизбежные изменения нет никакого смысла. В этом смысле важен успех дополнительного образования, который возможен только при сотрудничестве со школой и детским садом, при единстве поставленных целей.

Радикальные изменения в связи с реализацией национальных проектов наступят и в управленческих подходах к образованию. Внедрение проектной культуры будет необходимо повсеместно. В этом направлении у района немалый опыт. Не случайно на областной конференции педагогов Марьяновский район был отмечен в числе лидеров по внедрению проектного управления. И главное, чтобы все механизмы и технологии, разработанные как на уровне комитета по образованию, так и на уровне Ресурсного центра, доходили до каждого педагогичес­кого работника.

- Именно проектно-целевой подход являет собой наше благополучное финансовое будущее, — выразила уверенность Ольга Ходюк. – Так как именно он станет основой для распределения федеральных и региональных субсидий, ведь других вариантов привлечения средств у нас нет. Тем более такой опыт в районе есть. Первой ласточкой, получателем Президентского гранта стала Степнинская школа, явившись победителем Всероссийского конкурса отбора проектов по развитию образовательных организаций наряду со школами городов Сочи, Грозный, Казань и Тюмень. Степнинцы смогли добиться успеха. А значит, и все остальные тоже могут.

Глобальное, но достижимое

Прошедший год для системы образования района стал и годом значимых достижений и побед. На высоком уровне прошло областное совещание руководителей муниципальных ор

ганов управления образованием, наша система стала победителем областного конкурса систем оценки качества, опыт марьяновцев был представлен и в международном образовательном салоне в Москве. Наши педагоги и дети пополнили копилку достижений многочисленными победами, очевидны профессионализм и лидерство во многих направлениях, что подтверждает рабочий визит министра образования области 24 августа этого года в Боголюбовскую среднюю школу.

Наступивший учебный год должен будет стать не только интересным, но еще более результативным. А он обещает быть достаточно активным и интересным. С первого сентября в рамках межмуниципального проекта на территории нашего района будет запущена новая форма реализации основной образовательной программы «Сетевое взаимодействие для десятых классов». Ждет и реализация проекта по внедрению механизма Сингапурской системы благодаря отбору для участия в специальном обучении команды из Пикетинской школы. Проект лично инициирован врио Губернатора Александром Бурковым и руководством «Омскнефтехимпроекта». Марьяновская школа №1 подает документы на федеральный конкурс лучших профильных практик. Все это делается с целью вырастить достойное поколение марьяновцев, продолжателей славной истории нашего района.

Ответственность за ребенка

250 педагогов и руководителей образовательных учреждений приняли участие в работе тематических площадок, проходивших в формате «круглого стола» на базе Марьяновской средней школы №1. Обсуждались вопросы поддержки детской инициативы по самоуправлению, созданию школьных клубов и объединений. Большое внимание было уделено обсуждению проблем объективности оценки качества образования, реализации современных технологий и профориентации школьников в условиях ФГОС.

На одной из площадок состоялся обмен опытом по выявлению и поддержке талантливых и одаренных школьников. Своими наработками поделились воспитатели детских садов и учителя начальных классов.

- Способности детей выявляются практически сразу в ходе занятий, — сказала заведующая Усовским детским садом Татьяна Корчевская. – Если ребенок склонен, например, к живописи, то он с самого начала иначе, чем остальные, подбирает цвета, иначе выстраивает композицию рисунка. Аналогично обстоит дело и с выявлением способнос­тей к музыке: музыкальный руководитель проводит прослушивание. Все дети учат одну и ту же песню, но талантливые ребята сразу выделяются из общего хора. С такими детьми педагоги занимаются дополнительно по программе художественно-эстетического воспитания.

Наша задача раскрыть определенный талант у каждого ребенка и помочь в его дальнейшем развитии. К слову, многие из ребят успешно обучаются потом в Детской школе искусств. Очень важно, я считаю, наладить тесное взаимодействие с учителями начальных классов, которые продолжали бы вести ребят и дальше по пути развития таланта.

О том, как важна преемственность в воспитании, пошла речь и на другой тематической площадке — по вопросу преодоления школьной неуспешности. Ведь, как справедливо отметила Ольга Ходюк, если в детском саду не раскрыли способности ребенка, восприняли его в целом как слабого воспитанника, то и дальше он пойдет с тем же ярлыком. Потому ответственность за судьбу личности ребенка лежит с начала до конца в равной степени на всех его наставниках.

С наградами и званиями

Завершилось совещание приятным моментом вручения наград. Среди гостей августовского совещания были секретарь Омского регионального отделения партии «Единая Россия» Юрий Тетянников, а также начальник управления растениеводства и механизации министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Владимир Калашников.

Торжественную церемонию вручения почетных знаков и ведомственных наград открыл глава района Анатолий Солодовниченко.

- Без участия педагогов не обходится ни одно событие в районе, — сказал Анатолий Иванович, — ведь сельский учитель во все времена остается уважаемым человеком в любом населенном пункте, будь то деревня или аул, село или поселок. И могу с увереннос­тью сказать, что наши учителя – настоящие патриоты Марьяновской земли.

Удостоверение о присвоении звания «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» и нагрудный знак были вручены учителю Пикетинской средней школы Ольге Ивановне Дермер. Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные заслуги в сфере образования, воспитания детей и молодежи и многолетний труд награждены Вера Васильевна Жаркова, учитель Конезаводской средней школы, и Татьяна Александ­ровна Корнейчук, учитель Марьяновской средней школы №1. Почетной грамотой Министерства образования Омской области за большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников, в развитие их творческой активности и самостоятельности отмечены Александр Алексее­вич Азаров, учитель Пикетинской средней школы, Елена Сергеевна Карнаухова, учитель Боголюбовской средней школы, Андрей Михайлович Цыганков, учитель Марьяновской средней школы №1, Алтын Сабиржановна Омарова, учитель Москаленской средней школы. Награды за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов удостоилась Людмила Дмитриевна Рясная, воспитатель Орловского детского сада. А за эффективное управление образовательным учреждением были награждены директор Пикетинской средней школы Оксана Анатольевна Жнец и заместитель директора Марьяновской детско-юношеской спортивной школы Юлия Викторовна Кусмауль. Награду за успехи в организации и совершенствовании работы по дополнительному образованию детей и подростков получила тренер-преподаватель Марьяновской ДЮСШ Вера Владимировна Хомякова. Благодарственным письмом Омского регионального отделения партии «Единая Россия» за преданность профессии награждена главный специалист комитета по образованию Ольга Николаевна Быстрых.

Благодаря труду коллективов и родителей, ученики и воспитанники района придут нынче в красивые и уютные здания. Полная и бе­зукоризненная готовность образовательных учреждений к учебному году также была отмечена наградами. Под пристальным вниманием руководства района находится и государственная итоговая аттестация. За организацию и проведение единого государственного экзамена на высоком уровне Почетные грамоты Администрации района были вручены техническим специалистам и организаторам пунктов проведения ЕГЭ.

Многим педагогам района присвоены и педагогические статусы за значимую педагогическую и научно-педагогическую работу. Так, статус «педагог-тьютор» получила Татьяна Александровна Корнейчук (Марьяновская средняя школа №1), «педагог-консультант» — Светлана Вилисовна Терехина (Марьяновская средняя школа №2), «педагог-наставник» — Анна Николаевна Назарюк (Пикетинская средняя школа), «старший учитель» — Наталья Викторовна Архипова (Шараповская средняя школа) и Людмиле Анатольевне Верченко (Москаленская средняя школа). Статус «учитель-методист» присвоен Вере Анатольевне Фрейман (Москаленская средняя школа), Ларисе Анатольевне Кургановой (Марьяновская средняя школа №1), а статус «руководитель творческой группы» теперь носит Нелли Николаевна Горбунова из Мос­каленской средней школы.

Автор: Елена ДРАЙЗЕР. Фото автора.

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите, пожалуйста, необходимый фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам. Заранее благодарны!

Оцените, пожалуйста, этот материал по 5-балльной шкале:

Выберите один вариант

Всего проголосовало 0 человек

06.09.2018

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Реклама

Вверх